Жа́ров Михаил Иванович (1899-1981), актёр, народный артист СССР (1949), Герой Социалистического Труда (1974). Работал в Театре им. Вс. Мейерхольда, Камерном театре, с 1938 в Малом театре. Роли: Алексей («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Митрич («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Лебедев («Иванов» А. П. Чехова), Лыняев («Волки и овцы» А. Н. Островского) и др. В кино с 1924, исполнял роли весёлых, жизнелюбивых героев, людей широкой души; ему были присущи тяга к яркой характерности, сочный юмор. Снялся в фильмах: «Путёвка в жизнь», «Пётр I», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», «Иван Грозный», «Медведь», «Деревенский детектив» и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1947).
* * *
ЖАРОВ Михаил Иванович - ЖА́РОВ Михаил Иванович [15 (27) октября 1900 (по другим сведениям 1899), Москва - 15 декабря 1981, там же], российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1949). Государственная премия СССР (1947), Герой Социалистического Труда (1974).
Творческая биография
С 1913 - ученик наборщика в типографии, с 1915 - администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина (см. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА). В 1920 окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 - актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 - Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921-1925 - Театра Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич). В 1926-1927 и в 1929 - Бакинского рабочего театра, в 1928 - Казанского Большого драматического театра, в 1930 - Реалистического театра, в 1931-1938 - Московского Камерного театра. С 1938 - актер академического Малого театра.
Театральные роли
Дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).
Наиболее полно раскрылось актерское дарование Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).
Киногерои
В кино Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль - красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, - сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех - и отрицательных и положительных героев - общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.
В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка (см. ЭКК Николай Владимирович) он сыграл одну из самых известных своих ролей - бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) и Л. З. Трауберга (см. ТРАУБЕРГ Леонид Захарович) - самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова (см. ПЕТРОВ Владимир Михайлович) - веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Петр Первый», 1937-1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского - громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых (см. ВАСИЛЬЕВЫ братья) - удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович) - Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).
Последняя роль
Всего Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой - сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978). Роль для актера программная: его Анискин - деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, - веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Как режиссер Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967).