ж. разг.
жен. к сущ. задний I
Включить заднюю. Жарг. мол. 1. Испугаться. 2. Уйти, скрыться, удалиться откуда-л. h-98; Вахитов 2003, 29.
[Удостоиться] заднюю созерцать. Книжн. Устар. Ирон. 1. Знать что-л. неосновательно, не видеть истинного лица чего-л. 2. О крайней степени уничижения. Оборот церковно-славянский, букв. - «созерцать зад Иеговы». БМС 1998, 196.
Экспрес. Скрытое намерение, тайный умысел.
Всегда в ней было что-то невысказанное, какая-то расчётливая задняя мысль, которую она старательно прятала и которая была всё-таки видна в каждом слове (В. Каверин. Открытая книга).
есть, имеется у кого, в ком
Скрытое намерение, тайный умысел.
✦ У Х-а есть задняя мысль.
Возможно мн. ч.: задние мысли.
В констр. с отриц. именная часть в род. п.:
нет задней мысли; не было задних мыслей.
Обычно в роли подлеж.
- Чувствуется, у него имеются какие-то свои задние мысли, иначе бы его так не взволновало, что шефа "уходят" на пенсию. (Реч.)Всегда в ней было что-то невысказанное, какая-то расчётливая задняя мысль, которую она старательно прятала и которая была всё-таки видна в каждом слове. В. Каверин, Открытая книга.
У меня нет мелких планов, тщедушных соображений, нет задних мыслей и хитростей. А. Грин, Блистающий мир.
культурологический комментарий:
"Выражение из драмы французского драматурга Детуша [настоящее имя - Ф. Нерико] "Мот" (Расточитель, д. 5, явл. 9 - 1736 г.). В русском языке - калька с фр. arriere-pensee; известная с XVIII в.". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 427.)
Образ фразеол. восходит к древнейшему противопоставлению "задний, последний - передний, первый", а также к связанному с ним противопоставлению "скрытый, тайный - открытый, явный".
Компонент фразеол. задняя соотносится с пространственным кодом культуры, т. е. с совокупностью имён, обозначающих членение пространства, в данном образе - "внутреннего", интеллектуального, единицей измерения которого является другой компонент - мысль, соотносящийся с антропным, или собственно человеческим, кодом культуры.
Образ фразеол. в целом создаётся метонимическим отождествлением, в которое также вкраплена синекдоха: мысль - это единица мышления, то, что заполняет сознание; здесь она воспринимается, как дума, намерение, задуманный план действий.
В образе фразеол. задняя мысль выступает как символ чего-то скрываемого, обычно злого, коварного намерения. Ассоциативно образ фразеол. связан с "животной" метафорой; см. в фольклоре: Спереди лижет, а сзади царапает. Одной из характеристик зла является затаённость; см. также: Передом кланяется, боком глядит, задом щупает; Спереди бы любил, а сзади бы убил. ср. также выражения, в которых на смысл скрытости, спрятанности, нахождения позади чего-л. указывает предлог "за": держать камень за пазухой, за глаза (говорить о ком-л.), за душой у кого-л. что-л. и т. п.
В культуре открытость приравнивается к таким нравственным установкам, как честность, порядочность, доброжелательность, и противопоставляется хитрости, лукавству, коварству - любому отклонению от прямодушных мыслей и действий.
В сочетании с предлогом "без", обозначающим неимение, отсутствие чего-л., фразеол. в целом осмысляется как атрибут открытости, прямоты действий или поступков.
автор:
М. Л. Ковшова