Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

альтернатива

Словарь галлицизмов русского языка

АЛЬТЕРНАТИВА -ы ж. alternative f.1410. Лексис.

1. дипл. Выбор одной из двух или нескольких возможностей; возможность. Сл. 18. Надлежит сию алтернативу постановить, что ежели за полезно разсуждено будет Корля Датскаго прежде атаковать, тоб его Царское Величество в таком случае Королю вспомогал. ЖПВ 2 550. Тут три альтернативы остаются. Репнин Бум. 476. <Французам> осталась одна альтернатива: или быть совсем истребленными от иностранцев или уничтожить королевскую династию. Б.- Б. Письма 3 15. О Закубанских народах надобно внести в трактат, чтоб Порта их, как своих подданных, воздерживала от набегов и грабительств .. наказуя своевольных; но при том казалось не излишним предложить алтернативу другую, что если она находит себя не в состоянии или затруднении исполнить сие, то чтоб оставила право России наказывать сих своевольных. 1788. РИО 29 523. Они <турки на переговорах>, что видят для себя самую худую альтернативу: или согласиться на требования наши и подвергнуть за то свои головы потери, или же, в случае несоглашения повлечь новыя бедствия и потери их государству. 1791. Безбородко. // АВ 13 216. || расш. Необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей; каждая из таких возможностей. БАС-2. Скажите ему, что мой сын женился на полуребенке, итальянской увриерке .., ждет в мае сына или ... дочь, потому что другой альтернативы нет. 1869. Герц. // 30-30 (1) 52. Начну-ка опять пить ... или нет, еще погожу! Твердил себе Гришка, колеблясь между двумя альтернативами. Салт. Мелочи жизни. Портной Гришка. Его смущает следующая альтернатива: необходимо нужно избрать одно из двух: или бросить все здешние дела и отдаться всецело Браилову, или же отказаться от Вашего предложения. 30. 7. 1881. Чайк. - Н. Ф. фон Мекк. // ППС 10 178. И выходит следующая альтернатива: или закрыть двери в сей храм муз <театр>, или вы сами уж выпутывайтесь из беды - составьте между собой сосьете .. играйте, голубчики на марках. Бобор. Три афиши. // СВ 1890 2 1 15. - Смотрите в какую вы нас ставите альтернативу: или совсем лишить вас диплома или приписать дурную нравственность ... а тогда вас и в няньки не возьмут. А. Л. Из детства. // СВ 1886 4 1 111. Чтобы избежать и той, и другой, и третьей альтернативы, им <публицистам> ничего не оставалось, как .. перемешать хорошие мысли и поучительные факты. Дело 1867 6 2 21. Единственным альтернативом к указанной выше гипотезе о лучах большой частоты. Природа 1926 3-4 23. Мемуары почему-то норовят употребить в единственном числе, а к альтернативе всенепременно присовокупляют "другая", нисколько не смущаясь от того, что получается масло масляное. Изв. 13. 12. 1989. Даже глупый теленок имеет четыре альтернативы, то есть коровьих соска. ЛГ 9. 9. 1998. || лингв. Под "альтернативами" понимаются наличные в системе языка противопоставленные способы выражения "одной и той же" наблюдаемой ситуации. ВЯ 1998 5 28.

2. дипл. Старшинство монархов (или их представителей) при занятии места на конгрессах, при подписании договоров и т. п. Сл.18. Правило взаимного алтернатива. Панин. // Ек. II Бум. 2 12. Подписание <трактата>, которое, как и приложение печатей, происходило с соблюдением алтернативы. АВ 7 567. Высокие договаривающиеся стороны согласились: что различное расположение артикулов, которое находится в разных экземплярах и копиях подписанного в сей день трактата не может подать никакого предлога к оспариванию установленной, признанной и всегда наблюдаемой алтернативы между ее величеством императрицею королевою венгерскою и богемскою и его христианнейшим величеством. 1758. Семил. война. Порядок в подписании сей декларации сам не может быть следствием или предосуждением алтернативу, признанному, установленному и наблюденному между высокими договаривающимися сторонами. 1760. Собр. трактатов 1 224. При царствовании Марии-Терезии наблюдаем был алтернатив с большими державами в том числе и с нами; но теперь требуют возстановления прежняго обычая, поколику в Австрийском монархе соединяется корона цесарская. 1781. А. А. Безбородко - П. А. Румянцеву. // Стар. и новизна 1900 3 2 235. Всего страннее, что тут небыла наблюдена алтернатива, поставя нас выше даже во Французском проэкте. 1798. А. А. Безбородко. // АВ 13 397. ♦ Не иметь альтернативы с кем. Не иметь никого старше себя, быть первым по старшинству. <Цесарцы> сказывают, что Император ни с кем не имеет альтернативы, и потому их генерал равнаго чина должен командовать над нашим. АВ 13 179.

3. Устарелое право государей смягчать наказание. Михельсон 1877.

4. Возможность. При всем богатстве выбора другой альтернативы докладчику нет. Изв. 14. 4. 1992.

5. Вариант, противоположный. противопоставленный другому варианту (обычно общепризнанному или традиционному). У "административной системы" и "свободного рынка" есть альтернатива! АИФ 1990 № 14. В современной России "Искусство колдовства", как и другие "пособия по великому искусству" столь широко представлены на книжных лотках и прилавках, что невольно задумаешься: уж не заменила ли мистика былой марксизм-ленинизм, и не стала ли "черная магия" альтернативой партийным собраниям? КО 18. 4. 1994.

6. В общем, продавал мужик свою комнату в коммуналке на улице Космонавтов и одновременно покупал у Алексеевой клиентки комнату - в коммуналке на проспекте Буденного. Казалось бы - обычная альтернатива) идиотское, вполне устоявшееся в риелторской.. выражение. А. Автократов Афера. // ДН 2003 5 135. - Лекс. Толль 1863: альтернатива; САН 1891: альтернати/ва.

Полезные сервисы

дама

Этимологический словарь

Дама - слово, происходящее от латинского domina - госпожа, пришло в русский язык из Польши в конце XVII века. А вот название третьей по старшинству игральной карты укоренилось у нас позже. Еще в 1859 году один критик писал в статье «Об истреблении чужих слов», рассуждая, в частности, о карточной игре: «Какая нужда говорить «дама» вместо «краля»?»

Поневоле задумаешься: всегда ли есть нужда истреблять чужие слова?

Полезные сервисы

детство

Энциклопедия Кольера

ДЕТСТВО - период от рождения до 11-12 лет, в течение которого ребенок не только растет и развивается физически, но и формируется его характер. Само существование детей в этот период зависит от родителей или взрослых, выполняющих роль родителей, и опыт этой зависимой жизни формирует наши чувства по отношению ко всему, с чем мы сталкиваемся в дальнейшем. По мере того как уточняются представления о роли детского опыта, возрастает и наше желание узнать как можно больше о тех событиях и чувствах, которые определяют детство. Данная статья включает обсуждение таких тем, как история детства, воспитание детей, мышление ребенка и игры детей.

См. также

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ;

БЕРЕМЕННОСТЬ И РОДЫ;

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ;

ДЕТСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ;

ИСТОРИЯ ДЕТСТВА

Подобно детям, о которых здесь идет речь, исследования истории детства прошли несколько этапов развития. Хотя они развились наиболее полно в Западной Европе и Северной Америке, история детства - поистине поле международного изучения, ибо детство имеет свою историю даже в тех странах, где ею ранее практически не занимались.

Первые исследования. Первой работой, благодаря которой оформилось само понятие истории детства, стала появившаяся в 1960 книга Ф.Арьеса Ребенок и семейная жизнь при старом порядке (L'Enfant et la vie familiale sous l'ancien rgime). Главная мысль этой книги, одного из первых современных исследований истории детства, заключается в том, что жизненный опыт детей неодинаков в разных странах и в разные века. Арьес считает, что до Нового времени детство не воспринималось как этап развития, уникальный по своим психологическим и эмоциональным потребностям. В то же время он одобряет некоторые черты традиционной ориентации на семью, при которой растущее значение общественных заведений, например школы, оценивалось в лучшем случае как помеха и в худшем случае как вред. Напротив, Л. де Мос, еще один из первых исследователей истории детства, считал, что "чем дальше в глубь истории, тем меньше заботы о детях и больше шансов у детей быть убитыми и брошенными или подвергнуться избиениям, запугиванию и надругательству". По мере того как историками все глубже постигается положение детей в традиционных обществах, они все более отвергают взгляды Арьеса и де Моса, однако непреходящее значение этих ученых заключается в том, что они очертили данную область науки и стимулировали последующие исторические исследования детства.

Античность. Центральный компонент понятия детства как социального института составляют представления о том, как следует воспитывать детей. Если такие представления существуют, значит, существует и понятие "детство". Законы о воспитании детей приписывают основателю Рима Ромулу и основателю Спарты Ликургу. В своих произведениях Платон и Аристотель уделяли много внимания детям. Греки выделяли пять этапов детства: младенчество, от рождения до приблизительно двух лет; ранний дошкольный возраст, от двух до трех лет или немного позже, когда ребенок начинает отделять себя от матери и становится физически активным; поздний дошкольный возраст, от трех до семи лет, когда дети становятся активнее и все больше вовлекаются в социальные группы; школьный возраст, от семи-восьми лет до полового созревания; и юность, возраст между половым созреванием и зрелостью (этап, приложимый в Древней Греции только к мальчикам, поскольку девочек рано выдавали замуж). Важной особенностью воспитания мальчиков в Древней Греции (на Крите и в Спарте это относилось и к девочкам) были соревнования и спортивные игры. Олимпийские игры в древности включали соревнования юных атлетов из разных областей Греции. За исключением Спарты (а ранее Крита минойско-микенской эпохи), где статус женщин был по меньшей мере равен статусу мужчин, девушки мало участвовали в общественной жизни за пределами семьи.

Средние века. Историки плохо знают, какова была жизнь общества в течение долгого времени после падения Римской империи. Мало что известно о начале Средневековья. Мальчики могли получать образование в монастырях, причем монахи не требовали от них исполнения правил, предписанных взрослым, и даже выделяли время для игр. Начиная с 12 в. в литературе все чаще упоминаются дети и обсуждаются вопросы их образования. Начальный период новой европейской истории. В мышлении этого времени преобладает идея взаимных обязательств: родители отдают свое время и средства, чтобы помочь детям вступить в жизнь, а дети в ответ обязуются быть послушными и покорными родителям. Некоторые историки утверждают, что высокая детская смертность в Средние века и в начале Нового времени свидетельствует о недостатке родительской привязанности к детям. Во всяком случае, совершенно очевидно, что там, где высокая детская смертность вызвана нищетой и отсутствием современного здравоохранения, родители с большей твердостью переносят смерть многих своих детей. Однако недавние исследования Средневековья обнаружили примеры такого родительского горя по рано умершим детям, которое ничуть не уступает проявлениям чувств в другие исторические периоды.

Культуры Востока. Идея послушания была главной составляющей семейной традиции высших классов Китая. В трактате "Наставления детям" Лю Пен Чжу (1084-1145) отмечает, что "служить правителю все равно что служить родителям". Детей китайской элиты предполагалось обучать в духе нравственных ценностей конфуцианства, как это сформулировано в другом, более позднем трактате: "Конфуций сказал, что путь к мудрости начинается с воспитания праведности в детстве. Это означает, что ребенка следует непрестанно учить не отвлекаться на глупые занятия, вкушать после старших, всегда повиноваться достойным и принимать бедных". Традиционная японская пословица гласит: "Дети - это сокровища". В традиционной японской семье один ребенок (мальчик или девочка) оставался дома как наследник домашнего очага. Этот обычай, по-видимому, ушел в прошлое в результате американской военной оккупации после Второй мировой войны, однако японские семьи продолжают строиться вокруг детей. Японская система воспитания детей переменилась после войны, и теперь вместо того, чтобы готовить детей служить семье, их готовят к безболезненному поступлению в школу, освоению профессии и работе на большой фирме. Как и в Западной Европе и Северной Америке, школа дополнила семью в качестве первичного агента социализации. На мусульманском Ближнем и Среднем Востоке в детях видят связь между прошлым, настоящим и будущим. В отличие от промышленно более развитых регионов мира здесь семейную жизнь и принципы воспитания детей определяют традиции. Большая семья преобладает в качестве ячейки общества, она формирует ценности, дисциплину, модели поведения, экономическую и социальную поддержку. В обмен на безопасную нишу от колыбели до могилы такая система большой семьи с раннего детства требует от всех своих членов конформности и верности. Однако по мере индустриализации стран Ближнего и Среднего Востока и их вступления в мировую экономическую систему традиционная культура семьи приспосабливается к новым условиям жизни. Сегодня дети из богатых городских семей пользуются благами школьного образования, современного здравоохранения и множеством других преимуществ современной цивилизации. Крестьянские семьи продолжают жить по-старому, однако дети городской бедноты выживают в основном за счет того, что нищенствуют, воруют и роются в помойках.

Дети в городе. В Западной Европе и Северной Америке Новому времени предшествует период преимущественно сельской жизни в 17 и 18 вв., когда основной ячейкой общества являлась большая многодетная семья. Детей ценили как рабочие руки, и семьи с большим числом работающих детей имели больше шансов на выживание. К концу 18 в. в мире происходят перемены: появляются новые города, возрастает роль торговли, в экономике многих регионов начинает господствовать промышленность. По мере того как обитатели городов пополняют средний класс, число детей и размеры семьи уменьшаются. Однако в бедных городских семьях число детей все еще остается большим, и такие семьи больше всего страдают от тяжелых условий жизни в промышленных городах. В европейских и американских городах 19 в. множество сирот и брошенных детей оказывается на улице, и многие видят в них причину мелких правонарушений и угрозу порядку в обществе. Для разрешения этой социальной проблемы реформаторы создают общественные школы, исправительные заведения, приюты для сирот и специальные учреждения, призванные размещать бездомных городских детей в крестьянских семьях, где может найти применение их труд. В конце 19 в. реформаторы принялись за улучшение в городах санитарных условий и качества питания детей, организуя, в частности, снабжение молоком отнятых от груди младенцев. Прогресс в 19 и 20 вв. ознаменовался также возникновением педиатрии как раздела медицины, появлением специалистов в области детского здравоохранения (педиатров, детских психологов и психиатров) и все большими усилиями разрешить - полностью или частично - в масштабе целой страны такие проблемы, как детская смертность, эксплуатация детского труда и зависимость выживания многих детей от государственного обеспечения. В современном развитом мире жизнь детей значительно улучшилась: снизилась смертность, а потому стало меньше шансов оказаться сиротами, пережить смерть сестры или брата или умереть до достижения зрелости. Сегодня людям легче дожить до появления внуков, но в то же время участились разводы, многие дети живут в неполных семьях, так отличающихся от большой семьи в традиционных культурах настоящего или прошлого. Их родители все больше полагаются на профессиональную помощь в воспитании детей. Дети находятся в школе дольше, чем в Средние века или там, где все еще господствуют традиционные культуры. Они проводят больше времени в группах сверстников, у них меньше братьев и сестер, зато такой ребенок может иметь отдельную комнату, свои деньги и даже собственные средства информации. Положение детей защищено ясно очерченными законами, хотя они и различаются в разных странах. Необходимо, однако, подчеркнуть, что улучшение жизни детей в 20 в. происходит неравномерно: несмотря на огромные успехи детского здравоохранения и образования, такие большие и этнически неоднородные страны, как США, Россия и Китай, отстают от Западной Европы, Канады и Японии. Хотя здравоохранение и образование в большинстве развивающихся стран несколько улучшились, детская смертность здесь выше, а возможностей получить образование меньше, чем у большинства детей в промышленно развитых странах. В Африке смертность младенцев составляет 100 на тысячу рождений живых детей, что более чем вдесятеро превышает этот показатель в Европе или Северной Америке. Соответствующий показатель в Южной Азии составляет около 70, а в Латинской Америке - 55 смертей на тысячу рождений. Законы об обязательном обучении сделали всеобщим начальное образование в развитых странах, между тем как в развивающихся странах, например в Индии, лишь меньшинство детей ходит в школу и еще меньшее их число получает среднее образование. Хотя в индустриализованных странах дети в среднем физически здоровее и лучше образованны, чем в развивающихся странах, им грозят многие неразрешенные социальные и экономические проблемы; рост числа самоубийств, распространение наркомании и насилия среди молодежи США свидетельствуют о том, что глубокие социальные изменения, связанные с кризисом конца 20 в., могут подорвать социальные институты и ценности, позволяющие детям и молодежи как личностям и членам общества реализовать свой потенциал. В будущем перед всеми странами стоит задача дать детям все преимущества современного мира и вместе с тем сохранить столь необходимое им чувство стабильности и безопасности, которое обеспечивалось в традиционных культурах.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Воспитание детей - особая функция взрослых, которые берут на себя ответственность за физическую безопасность и развитие детей, а также их социализацию от младенчества до юности. Термин родитель в этом разделе относится к любому взрослому, ухаживающему за ребенком, независимо от степени родства. Мы привыкли думать о воспитании детей как о процессе внутри "ядерной" семьи, состоящей из биологических родителей и их потомства, иногда с добавлением дедушек и бабушек, дядей и тетей. Однако такая структура семьи не является универсальной (она редка и у животных). Разумеется, забота о ребенке - дело прежде всего биологических родителей, но многие воспитательные функции выполняют также люди, не связанные с ребенком биологическим родством.

Биологические и культурные особенности. Процессы размножения сильно различаются у рептилий, птиц и млекопитающих, и столь же значительны различия в уходе за детенышами. Самка аллигатора охраняет свою кладку яиц, затем бережно переносит только что вылупившихся крокодильчиков в зубастой пасти и отпускает их в реку для самостоятельной жизни. У птиц мы наблюдаем различные формы выращивания птенцов. У одних видов самка откладывает яйца, а самец их высиживает и продолжает ухаживать за вылупившимися птенцами. У орлов оба биологических родителя охраняют и высиживают яйца, а затем в течение длительного периода кормят и защищают беспомощных птенцов. Лев-самец после спаривания не интересуется львятами: он охраняет территорию стаи, но может грубо отшвырнуть львят от убитой им добычи. Среди приматов самцы тоже обычно не участвуют в кормлении и уходе за малышами. У человека физическое и умственное созревание потомства требует куда больше времени, чем у остальных видов животных. Почти во всех известных человеческих сообществах кормление грудью делает биологическую мать самым важным взрослым в первые несколько лет жизни ребенка. Во многих сообществах отцы не участвуют в воспитании детей до начала возмужания мальчиков и соответствующих обрядов инициации. Этнографические исследования обнаружили много сообществ, в которых первоначальный уход за ребенком поручается дяде, особенно брату матери. До недавнего времени среди европейской аристократии и крупной буржуазии было принято использовать кормилиц, а воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу. Среди крестьян и бедных горожан во всем мире детей в первые годы их жизни оберегали как могли, но очень рано посылали работать: побираться на улице, ухаживать за домашней птицей, пасти единственную корову или буйвола.

Младенчество и первые 18 месяцев. Воздействия окружающей среды в период эмбрионального развития могут решающим образом повлиять на физическое и психическое здоровье и интеллект ребенка. Его воспитание начинается с должной заботы матери о себе. С рождением младенца его выживание целиком зависит от родителей, которые должны регулярно его кормить, желательно материнским молоком, обеспечивать ребенку физическую безопасность, согревая его, охраняя от падения или соприкосновения с опасными предметами и очищая его тело от мочи и кала, чтобы предотвратить болезни и раздражение кожи. Составляя режим кормления, купания и сна, большинство родителей учитывает советы родственников и педиатров, а там, где родители умеют читать, они пользуются информацией из журналов и недорогих книг. К концу 20 в. в США матерями все чаще становятся одинокие несовершеннолетние девочки-подростки, которые выросли в нищете и неполных семьях и поэтому часто плохо представляют себе, как надо заботиться о ребенке. Вдобавок эпидемия пристрастия к табаку, алкоголю, кокаину и героину среди беднейших слоев населения привела к стремительному росту числа брошенных младенцев и случаев плохого с ними обращения. Этими проблемами занимаются юридические, медицинские и социальные службы. В 1972 службы охраны детства получили сообщения примерно о 600 тыс. случаев жестокого обращения с детьми в возрасте до 18 лет, а в 1989 число таких случаев превысило четыре миллиона - отчасти потому, что были введены строгие правила, заставляющие работников здравоохранения сообщать об этих случаях. До относительно недавнего времени ранняя детская смертность была высокой даже в зажиточных семьях; кроме того, в отсутствие эффективных противозачаточных средств нежеланных младенцев в сельской местности часто оставляли погибать, а в городах подбрасывали на ступени церквей или сиротских домов. Помимо непосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе. Современная когнитивная психология считает, что организмом человека движет прежде всего желание понять окружающий мир через его исследование и создание организованных ментальных структур, "схем" или "сценариев", а по мере того как на втором и третьем году жизни развивается язык - и через обозначение словами и синтаксическими структурами. По мнению психологов этого направления, на протяжении всей жизни индивида происходит внутренняя борьба между потребностью в любви и привязанности окружающих и стремлением к личной самостоятельности, независимости, индивидуальному совершенству или власти. Родители снова и снова видят, как у младенца, ребенка, младшего школьника или подростка сильнейшая потребность в близости, любви и одобрении семьи, ближайшего окружения или этнической группы сосуществует со стремлением к отстаиванию своей уникальности и независимости. Эти физические и психологические потребности отчетливо проявляются в начальные два года жизни ребенка. В первые три-шесть месяцев, хотя и преобладают потребности тела, у младенца должны возникнуть чувство доверия, опыт принадлежности, который родители формируют непрерывной заботой о физических нуждах ребенка, а также благодаря тому, что они ласкают ребенка, улыбаются ему, разговаривают и играют с ним. Младенец развивает познавательные способности и стремление к самостоятельности, играя в колыбельке с погремушкой, а по мере развития двигательных навыков - с простыми игрушками, которые обеспечивают разнообразие слуховых и тактильных ощущений. Между шестью неделями и тремя месяцами младенец начинает улыбаться, особенно после кормления, переодевания и в ответ на воркование взрослого. Когда взрослый и младенец оба улыбаются и смеются, у ребенка складывается прочное чувство привязанности и безопасности в присутствии надежного, предсказуемого и внимательного взрослого. Концепция прочной привязанности в первые два-три года жизни ребенка стала предметом многочисленных исследований. Связь ребенка с родителями можно оценить, наблюдая его поведение в возрасте до двух лет, когда мать или другой "главный" взрослый уходит из поля зрения младенца либо оставляет его с кем-то незнакомым. Избыточно привязанные дети не переносят ухода матери; они настолько сильно от нее зависят, что не могут приспособиться к незнакомцу. У детей со слабой привязанностью не сформировалось чувство близости или постоянного взаимодействия со взрослым. Ребенок с прочной привязанностью в достаточной мере зависит от матери, но в то же время чувство безопасности и доверия позволяет ему спокойно ожидать ее возвращения. Благодаря почти ежедневным легко наблюдаемым изменениям в выражении чувств и навыках движения и речи у подрастающего ребенка родительские обязанности в первые два-три года его жизни доставляют много радости. Однако не у всех детей те или иные навыки развиваются с одинаковой скоростью, и дети различаются по эмоциональному и социальному поведению. Проведенные психиатрами, психологами и педиатрами исследования обнаружили у младенцев поразительные различия в темпераменте, которые сохраняются в течение первых семи лет жизни, а затем могут постепенно сглаживаться под воздействием жизненного опыта. Пугливость небольшого числа детей, по-видимому обусловленная генетически, наблюдается сразу же после рождения и сохраняется много лет. Родители должны понимать, что "покладистость" детей, которых легко покормить и уложить спать, или "трудность" детей, склонных нервничать и плакать, - это стили поведения, а не проявление упрямства или злой воли и даже не свидетельство плохого воспитания. Для воспитания младенца важно уметь почувствовать его индивидуальные особенности и, если нужно, приложить дополнительные усилия, чтобы улыбнуться ребенку, развлечь его или предвидеть нежелательную реакцию пугливого или плаксивого малыша. В эти первые полтора года для ухода за ребенком необходимо: 1. Соблюдать режим, обеспечивающий потребности ребенка в еде, уходе, чистоте и физической безопасности. 2. Постоянно находиться в эмоциональном контакте с ребенком, избегая появления у него избытка отрицательных эмоций; улыбаться, смеяться, ворковать и обнимать ребенка; предупреждать возможные осложнения, например тревогу ребенка, когда ему приходится спать в незнакомой колыбельке; справляться с неизбежными периодами детского плача, сдерживая свое раздражение, отвлекать ребенка, качая его колыбельку, укачивая ребенка на руках или с помощью других ритмичных движений, и, наконец, мириться с тем, что ребенок может долго плакать, даже когда он накормлен, перепеленут и его не раздражают посторонние предметы в колыбельке. 3. Способствовать формированию у ребенка звуков и речи, постоянно разговаривая с ним, а когда он становится постарше, читать ему; указывать и называть людей и предметы; повторять фразы, детские стишки и прибаутки, петь простые песенки. 4. Прививать двигательные навыки, давая ребенку достаточно места для безопасного ползания и толкания игрушек; поддерживать малыша при первых попытках ходьбы; играть с ним в такие игры, где предмет постоянно передается из рук в руки; хлопать в ладоши. 5. Развивать любопытство и исследовательское поведение с помощью красочных игрушек с подвижными частями, погремушек и разборных игрушек; выводить ребенка на прогулку, сначала в коляске, затем держа за руку; ползать с малышом по полу, позволяя ему залезать на взрослого, трогать его лицо и волосы и т.п. Мы не делаем здесь различия между взрослым мужского и женского пола (разумеется, за исключением кормления грудью), потому что, как показали исследования, в этот период ребенку все равно, кто из родителей за ним ухаживает. Мужчины могут быть такими же любящими, заботливыми и нежными родителями, как и женщины. На втором году жизни ребенок может чаще стремиться к матери, когда голоден или испуган, а к отцу, чтобы поиграть, но эти различия возникают скорее всего из-за позиции родителей, отражающей традиционные ролевые ожидания, связанные с полом.

Дошкольный период. Уход за детьми в возрасте от двух до шести лет включает много новых элементов. К двум-трем годам дети научаются говорить и понимать речь других. Для развития этих навыков крайне важна помощь родителей. Они должны говорить с детьми медленно, много раз повторяя слова и фразы, поощрять кивком и улыбкой овладение ребенком новыми словами и фразами. Не следует дразнить ребенка или резко поправлять, если он иногда ошибается в произношении или грамматике. Родители должны также проследить за тем, чтобы старшие братья и сестры не дразнили и не унижали младших и разговаривали с ними помедленнее. Очень важно, о чем говорят родители с ребенком. Некоторые склонны ограничивать общение с детьми в возрасте от года до начала школьного обучения преимущественно короткими командами вроде "Пора есть", "Оставь мальчика в покое" или сентенциями типа "Это плохо", "Ты такая грязнуля". Другие родители тратят больше времени на то, чтобы стать посредниками между детьми и огромным миром, сложным и порой сбивающим с толку. Они указывают на людей, животных и предметы, называют их, рассказывают о них. Такое посредничество взрослого способствует развитию речи и понимания у ребенка. Период от двух до шести лет можно также назвать возрастом игры. Швейцарский психолог Ж.Пиаже (1896-1980) обратил внимание на то, что первые детские игры включают чувственно-двигательное удовольствие и исследовательскую деятельность. Удовольствие нетрудно заметить, когда ребенок играет с мягкими предметами, бегает и прыгает, повторяет одну и ту же игру типа "ладушек" или вместе с родителями произносит смешные звуки и стишки. Затем наступает важный период игры воображения, или "символической игры", как ее называет Пиаже. Немного позже приходят "игры по правилам", начиная с пряток и кончая азартными играми в "фантики" на улице или настольными играми вроде шахмат или "монополии" дома. Для развития способности воображать себя в разных ролях и сопереживать другому, для расширения словаря ребенка и умения рассказывать крайне важен также период ролевой игры. По-видимому, благодаря ролевой игре ребенок скорее начинает понимать, что другие могут думать иначе, чем он. Там, где родители поощряют ролевые игры, раньше формируются способности к игре, требующей воображения. В последние полвека к задачам охраны детства прибавился и контроль за тем, что дети смотрят по телевизору. Всепроникающее телевидение, образы которого непонятны дошкольнику, но привлекают его цветом, звуками и музыкой, может оказывать значительное воздействие на ребенка. Как показали исследования, у детей, часами сидящих перед телевизором, медленнее формируются способность думать и воображение. Постоянный просмотр передач, содержащих сцены насилия, а также быстро разворачивающееся действие и перерывы на рекламу делают детей пугливее, беспокойнее или агрессивнее. Родителям следует ограничивать время, которое дошкольник проводит перед экраном, и выбирать соответствующие его возрасту программы.

Младший школьный возраст. Хотя в яслях и детских садах дети уже сталкиваются с некоторыми правилами общественного поведения, которого потребует от них школа, только с началом школьного обучения возникают настоящие проблемы. Родители должны помочь ребенку попасть по возможности в лучшую школу и обеспечить пунктуальное и регулярное посещение уроков. На данном этапе жизни ребенка особенно важны дисциплина и организация в семье. Ребенок сталкивается также с властью учителей - взрослых, не принадлежащих к семье, - и влиянием сверстников, порой принадлежащих к другим социальным слоям. Исследования американских семей постоянно обнаруживают типологические различия в формах контроля за поведением ребенка и в отношении к дисциплине. В одних семьях ребенку предоставляют почти полную свободу, в других эта свобода жестко ограничена строгим присмотром. Семьи также сильно разнятся в том отношении, что в одних ребенку всячески выказывают заботу, его принимают всецело, к нему внимательны, в то время как другие отвергают ребенка или равнодушны к нему. Сопоставляя эти два стиля родительского поведения, мы обнаруживаем интересные сочетания результатов воспитания, характерные для разных семей. Одним из важнейших требований к младшему школьнику, а затем и подростку является обуздание импульсивного поведения (самодисциплина, сопротивление давлению со стороны сверстников, отложенное вознаграждение). Долговременные наблюдения за импульсивными и плохо управляющими своим поведением младшими школьниками и подростками показали, что родители таких детей часто конфликтуют между собой и расходятся во взглядах на воспитание; подобные родители плохо готовят своих детей к решению таких школьных задач, как обучение чтению, письму и рисованию, не требуют от детей школьных успехов, а также редко дают им возможность участвовать в работе по дому или в воспитании младших сестер и братьев. Сочетание родительского пренебрежения и отторжения с пониженными требованиями к ребенку может в конечном итоге сделать его поведение неуправляемым. Чтобы научиться читать, писать и считать, ребенок должен проявить некоторую самодисциплину, например сидеть тихо и сосредоточенно. Неуправляемый ребенок рискует не научиться читать за первые три или четыре года обучения, и если учителя и родители не наверстают упущенное в четвертом или пятом классе, все последующее школьное обучение становится непосильным бременем для ребенка. У таких неграмотных или полуграмотных детей может сильно пострадать самооценка; спасаясь от чувства изоляции, они станут искать выход в коллективных прогулах и употреблении наркотиков, алкоголя или табака.

Подростковый возраст. В этот период обостряется конфликт между потребностью в любви и привязанности и стремлением к самостоятельности и умению полагаться на себя. Бунтуя на словах, подростки тем не менее смотрят на родителей как на ориентиры и образцы поведения, и на них особенно угнетающе действуют ссоры между родителями, их неудачи или проявления нечестности. Полученные в 1991 результаты обследования более 4000 подростков в возрасте от 14 до 18 лет позволили оценить характер связи между типом семейных отношений и социальным развитием, школьными успехами, личными огорчениями и поведением подростков. В семьях, где авторитетные родители принимают ребенка и живут его интересами, но при этом строго его опекают и контролируют, подростки обнаруживают самую высокую психосоциальную подготовленность и меньше всего трудностей в эмоциональной сфере или поведении. Подростки из авторитарных семей, где строгость родителей не сочетается с интересом к ребенку и участием в его делах, наиболее послушны и конформны по отношению к требованиям взрослых, однако у них отмечается более низкая самооценка. Подростки из потакающих семей увереннее в себе, но при этом меньше интересуются школой, недисциплинированны и чаще употребляют наркотики. Там, где родители пренебрегали детьми, подростки чаще всего обнаруживают эмоциональное неблагополучие и нарушение норм поведения. Очевидно, что забота родителей очень важна для подростков, даже когда они проводят больше времени в одиночестве или со сверстниками, чем дома в семье. Подростки продолжают оглядываться на родителей в поисках любви и внимания, а также правил или, по меньшей мере, каких-то образцов поведения.

См. также ЮНОСТЬ. Нетрадиционные и альтернативные формы воспитания детей. Традиционная ядерная семья, возглавляемая биологическими родителями, остается преобладающей, но уже не доминирует так, как раньше. В 20 в. законодательство облегчило разводы, и это резко увеличило число повторных браков и семей, в которых живут сводные братья и сестры. В тех слоях общества, где много матерей-одиночек подросткового возраста, воспитывать детей зачастую приходится бабушкам и дедушкам. Общество все легче принимает усыновление (удочерение) детей одинокими взрослыми или гомосексуальными парами, мужскими или женскими, особенно когда один из партнеров является биологическим родителем ребенка. В 20 в. женщины почти всюду стали работать, и это потребовало резкого расширения системы детских садов. Пребывание детей в детском саду в то время, как их матери работают, не оказывает на детей дурного влияния. По-видимому, крайне важно, чтобы за ребенком постоянно ухаживали одни и те же взрослые, будь то родители или воспитатели детского сада. Женщины составляют большинство родителей-одиночек. Исследования показывают, что работающие матери, в целом удовлетворенные своей жизнью, одинаково хорошо справляются с детьми обоих полов. Тем не менее им бывает трудно правильно воспитывать мальчиков, особенно в семьях с низким уровнем дохода и в бедных районах. Развод, как правило, резко ухудшает финансовое положение женщины, и хороший детский сад становится недоступным. В случае незамужних матерей подросткового возраста их собственная незрелость, отсутствие социальной поддержки и родительских навыков создают необходимость в государственных программах совершенствования детских садов и учреждений здравоохранения. В целом, если воспитатель, будь это даже родитель-одиночка, придерживается социально ориентированного, авторитетного стиля, включающего внимание и заботу о ребенке, то у его детей не возникает в дальнейшем заметных отклонений от норм поведения. Последствия развода могут быть длительными, особенно когда развод протекал драматично, а конфликт был долгим и публичным. Эти последствия сильнее проявляются у младших школьников и подростков. Если оба разведенных супруга регулярно видятся с детьми, регулярно обсуждают проблемы их воспитания и выказывают любовь к детям, долговременное последействие развода сводится к минимуму.

Жестокое обращение и пренебрежение. Жестокое обращение с ребенком со стороны родителей или других взрослых воспитателей может происходить в одной из следующих форм или в их сочетаниях: 1) физическое унижение в форме жестокого наказания, чаще всего побоев и запирания дома; 2) половые злоупотребления, включающие изнасилование, генитальные, анальные и оральные формы секса или совращающие действия; 3) пренебрежение физическими нуждами, здоровьем и безопасностью ребенка; 4) отвержение, постоянное лишение любви, унижение и психологическое давление. Три первых типа дурного обращения теперь наказуемы по закону, но статистика их растет, во многом, по-видимому, за счет того, что о них чаще сообщают. Серьезные долговременные последствия всех форм дурного обращения включают потерю доверия, которая во многих случаях приводит к подозрительности, отчуждению от общества и трудностям при формировании близких отношений по достижении зрелости.

МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ

По тому, как дети "видят" мир, мы знаем, что они мыслят не так, как взрослые. Все следующие примеры взяты из реальной жизни. Урсула (трех лет): "У меня в животике боль".

Мама: "Ляг, и она пройдет".

Урсула: "А куда она пройдет?" Наивный вопрос Урсулы крайне важен. Обнаруживает ли этот вопрос примитивное понимание боли, характерное для детей и потом исчезающее? Следует ли матери Урсулы просто отмахнуться от этого вопроса? Пиаже рассматривал когнитивное развитие как процесс созревания, проходящий через хорошо различимые стадии к конечной цели - зрелому мышлению. До определенного возраста, утверждает Пиаже, высказывания детей обнаруживают незрелое мышление, и поскольку в это время вмешательство учителя-взрослого мало влияет на созревание когнитивных структур, родители и учителя могут не принимать всерьез подобные алогизмы Урсулы. Иллюстрируя незрелое мышление маленьких детей, Пиаже приводит следующий пример: Взрослый: "Что делает луна, когда ты идешь гулять?" Ребенок: "Она идет за мной". Взрослый: "Почему?" Ребенок: "Ее заставляет идти ветер". Взрослый: "А разве ветер знает, куда ты идешь?" Ребенок: "Да, всегда". На самом деле взрослому тоже кажется, что луна повсюду следует за ним, однако взрослый, если он не поэт или душевнобольной, отметает это восприятие как иллюзию. Дети же относятся к нему серьезнее, к тому же сказки и детские стишки способствуют появлению у них анималистического мышления (предметы и силы природы живые и, подобно людям, чего-то хотят), однако предполагается, что с началом школьного обучения дети вырастают из такого способа мышления. Следует ли воспринимать вопрос Урсулы насчет боли в животике как свидетельство ее примитивного мышления, из которого она вырастет естественным образом? Есть и лучший способ отреагировать на подобный вопрос ребенка. Его можно принять как приглашение к игре, в которой ребенок и взрослый вместе подумают над тем, что такое боль и в каком смысле она "проходит". Кажется странным, когда впервые задумаешься над этим, что боль проходит, но не приходит в другое место. Боль может также вернуться, даже вернуться в то же самое место, хотя в промежутке ее нигде не было. Взрослому все это уже известно, но лишь благодаря наивному вопросу ребенка взрослый внезапно обнаруживает, что он это знает. Вопрос о том, как заставить боль пройти, принадлежит медицине и психологии, однако вопросы о природе ментальных состояний вроде боли - где она и что значит для боли пройти - это вопросы, над которыми вправе задуматься любой. Подобно многим другим детям, Урсула в сущности показывает, что она готова задаваться вопросами, бросающими вызов даже склонному к размышлениям взрослому. Джоди, несколькими месяцами старше Урсулы, спрашивает: "Мы живем или нас показывают по видео?". Вопрос Джоди вовсе не так прост и свидетельствует о том, что ребенок начал различать прямые передачи по телевидению и видеозаписи. Его вопрос сходен с вопросом шестилетнего Тима: "От

Полезные сервисы