Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

экраноплан

Энциклопедический словарь

Экранопла́н - летательный аппарат типа самолёта для полёта вблизи поверхности земли или воды (экрана) с использованием так называемого экранного эффекта, заключающегося в образовании динамической воздушной подушки, повышающей аэродинамическое качество экраноплана (подъёмная сила увеличивается, а аэродинамическое сопротивление, как правило, уменьшается).

* * *

ЭКРАНОПЛАН - ЭКРАНОПЛА́Н, экспериментальный летательный аппарат типа самолета, для полета которого используется эффект близости поверхности Земли или воды (экрана), заключающийся в образовании воздушной подушки, повышающей аэродинамическое качество экраноплана (отношение аэродинамической подъемной силы к аэродинамическому сопротивлению).

Полезные сервисы

экхарт иоганн

Энциклопедический словарь

Э́кхарт Иоганн (Майстер Экхарт) (Eckhart) (около 1260 - 1327), представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

* * *

ЭКХАРТ Иоганн - Э́КХАРТ (Eckhart) Иоганн (Мейстер Экхарт, Meister Eckhart) (ок. 1260 - ок. 1327), монах-доминиканец (см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)), основатель немецкого мистицизма. (см. МИСТИЦИЗМ)

Происходил из рыцарского рода Хохгеймов в Тюрингии. В середине 1270-х поступил в Доминиканский Орден в Эрфурте, где в течение пяти лет прошел studium logicale и studium naturale. В Страсбурге Экхарт провел 3 года изучая теологию, и 3 года в Кельне в высшей школе Ордена. В 1290-х он стал приором Эрфурта и викарием Тюрингии. С 1300 занимал в течение 2-х лет должность lector biblicum в Парижском университете. В 1307 был назначен в Чехию, где, замещая генерала Ордена, занимался преобразованием монастырей. С 1312 по 1320 занимал кафедру страсбургской богословской школы Ордена. В 1320 был переведен сначала во Франкфурт, затем - в Кельн в качестве преподавателя догматики в высшей школе. В 1325 - Экхарту было предъявлено первое обвинение в ереси, однако на его защиту встал Орден, и его оправдали. В 1327 начался формальный процесс против Экхарта, вынесения решения по которому он не дождался, скончавшись в том же году. В 1329 появилась папская булла, признавшая многие положения учения Экхарта еретическими.

Экхарт - один из наиболее ярких представителей средневековой мистики, впервые употребивший немецкий язык как язык философии. В его учении, тесно связанном со схоластической традицией университетской теологии 13 в., прослеживаются многие положения неоплатоников - Прокла (см. ПРОКЛ (философ)), Плотина (см. ПЛОТИН), а также некоторые идеи апофатического богословия Дионисия Ареопагита (см. ДИОНИСИЙ Ареопагит). Наряду с заимствованиями, Экхарт привносит много нового в христианское учение о Боге, мире, человеке и его душе, благодати и богопознании.

Бог

В религиозной системе Бог предстает как осуществление двух принципов: некой трансцендентной миру Абсолютной Сущности (Божества), и Явления этой Сущности, претворенной в видимом мире (Бога). Божество - это чистая возможность, безличность, бытие «в себе», выступающее первоосновой для своей Природы или проявленной Сущности (т. е. Бога), отождествляемого с первым лицом Троицы (Отцом). Отец, постигая свою божественную природу, реализует тем самым деятельное начало, - так рождается Сын. Приобретение Божественной Сущностью образа - это рождение Сына, наделенного творческой силой и содержащего в своей мысли все многообразие предметного бытия. Осознание Отцом и Сыном своего Единства - есть установление общего духа, т.е. Святого Духа. Сверхсущее единство Отца, Сына и Духа образуют замкнутое целое - абсолютно свободное Божество. К Божественной Сущности неприменимы никакие категории сотворенного разума, потому Божество можно выразить как чистое Ничто, не являющееся ни сущим, ни благим, ни мудрым, т.к. Оно оказывается выше всех этих определений.

Мир

В своих воззрениях на существо тварного мира Экхарт придерживается пантеистической концепции. Мир - итог вечной творческой божественной энергии, постоянно изливающейся из «его недр» вследствие преизбыточности Единого. Все бывшее, настоящее и будущее - весь мир, относящийся к порядку множественности, - это творящий, «услаждающийся собою в вещах» Бог; однако вечное, неизменное, единое Божество не тождественно миру.

Человек

Согласно Экхарту весь тварный мир, в том числе и человек, созидаются из Ничто. Это некое неопределимое бытие, в котором пребывают те, кому до времени не суждено воплотиться в телесной оболочке. Экхарт сравнивает это состояние с обладанием свободной волей, отрешившись от которой, «я» получает «сотворенное существо» и Бога. Экхарт проводит идею о двух природах человека: внешней (сотворенной) и внутренней (вечной). Во взглядах Мистика не прослеживается какого-либо уничижительного отношения к телесному естеству, тем более, что двухприродная сущность человека совершенно аналогична Сущности Христа. Экхарт лишь подчеркивает необходимость приоритета человека внутреннего над внешним. На пути обретения благодати необходима свободная воля, позволяющая человеку внутреннему возобладать над внешним, человеку духовному - над телесным; это состояние называется «отрешенностью». Учение о двойственной человеческой природе приводит к этическому выводу, ставшему впоследствии одним из ключевых моментов реформаторского вероучения М. Лютера: никакие внешние дела, совершаемые из самых высоких побуждений, даже молитва, не могут сравниться с «внутренним деланием». Внешняя аскеза годна лишь затем, чтобы уничижать тварную природу, потому внешнему аскетизму Экхарт противопоставляет аскетизм внутренний, заключающийся в стремлении отвлечься от всего временного и преходящего и погрузиться в экстатическое созерцание Божественного Абсолюта.

Душа

Наиболее оригинальной частью учения Экхарта является представление о душе. Человеческая душа, наделенная низшими силами (дар различения, гнева и желания) и высшими (память, разум и воля), дает телу жизнь и образ. Душа, созданная из Ничто творческой силой Бога, поставленная Им в свободное самоопределение, не содержит в себе вещества, что и является основой для их родства, однако по природе своей она все же отлична от Божества, как Высшей Неопределенности. Среди прочих сил души есть одна, называемая «светом» или «искрой», способная чувствовать Бога непосредственно, «без всяких покровов, таким, каков Он Сам в Себе». Этот свет души стремится в «безубразную пустыню», куда никогда не проникает ничего обособленного - ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой. Следуя внутреннему свету, освещающему путь истинного единения с Божеством, душа должна полностью отречься от своих сил и вновь обратиться в чистое Ничто. Такое мистическое погружение в Божественную Сверхобразность - есть высшее свойство, потенциально присущее всякой разумной душе.

Богопознание

Из представления о мире и о душе вытекает и учение о богопознании, как о высшем благе. Один из путей постижения Бога заключается в освоении окружающего мира, в познании разобщенных творений посредством разумной части души, - эта первая ступень богопознания. Приписывание Богу возвышенных определений, стремление постичь Его Сущность в понятиях - путь положительного знания. Однако человеческий разум, стремящийся постичь абсолютно все образы, появившиеся как следствие творческой природы Бога, в силу своей ограниченности никогда не сможет овладеть абсолютным знанием. Максимум, чего ему удается добиться - это познать Бога в своих мнениях и понятиях о том, чем Бог не является, - в этом суть способа «отрицательного» богопознания. Божественные возможности бесконечно превосходят возможности человеческого разума, потому отрекаясь от него, человек, жаждущий абсолютной истины, обращается к сокровенным глубинам души, к ее божественной «искре», и переходит к высшей ступени богопознания, заключающегося в полной отрешенности и в полном неведении.

Учение Экхарта в 14 в. получило дальнейшую интерпретацию в творчестве Таулера (см. ТАУЛЕР Иоганн), Сузо (см. СУЗО Генрих), Рейсбрука; в 15 в. - у Николая Кузанского (см. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ); в 16 в. - в религиозных системах деятелей Реформации. Влияние идей Экхарта распространилось не только на философов и богословов, но и отразилось на своеобразии народного религиозного сознания прирейнских городов 14 в., а затем прочно укоренилось в атмосфере многочисленных протестанских сект Германии.

Полезные сервисы

языковые средства выражения стилистических фигур

Стилистический словарь

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР - Существует тяготение тех или иных языковых средств к выражению определенных стилистических фигур. Так, прием антитезы реализуется в тексте посредством антонимических пар: Не веселая, не печальная, / Словно с темного неба сошедшая, / Ты и песнь моя обручальная, / И звезда моя сумасшедшая (Н. Заболоцкий); прием парономазии - с помощью паронимов: Я ненавижу вас, люди-резины, / Вы растяжимы на все режимы (А. Вознесенский); прием метафоры - за счет полисемии: Белый был - красным стал: / Кровь обагрила, / Красным был - белым стал: / Смерть побелила (М. Цветаева).

Некоторые языковые средства принимают участие в реализации не одной-двух стилистических фигур, а многих. Такой широкой сферой охвата стилистических фигур характеризуются мотивационно связанные слова (МСС) - мотивационные пары или цепочки. Они выражают следующие приемы:

1) прием сопоставления, частным случаем которого является хиазм:

Простимся ж коротко и просто -

Раз руки не умеют красть!

С тобой, нелепейшая роскошь,

Роскошная нелепость - страсть!

(М. Цветаева)

2) прием антитезы: И я несчастлив оттого, что счастлив, / И снова счастлив, что несчастлив я (Е. Евтушенко); при этом контраст может быть выражен МСС разных лексико-грамматических классов: Далеко-далече там Багдад, / Где жила и пела Шахразада. / Но теперь ей ничего не надо. / Отзвенел давно звеневший сад (С. Есенин);

3) прием оксюморона (соединение несоединимого): Работает он с утра до ночи… - и в этом отношении он не человек, а золото; в остальном же, как иные говорят, ученый неуч (А. Чехов);

4) прием тавтологии: Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь (А. Пушкин);

5) прием плеоназма (словесного излишества): Молодые, как самая ранняя рань, / Мы не верили в ад. Мы плевали на рай! (Р. Рождественский);

6) прием градации: Подует ветер. / Сосен темный ряд / Вдруг зашумит, / застонет, занеможет (Н. Рубцов);

7) прием оживления внутренней формы слова (см.): И мне снятся всю ночь на снегу снегири, / В белом инее красные птицы (М. Дудин) и др.

МСС активно используются художниками слова для выражения различных приемов "поэтической техники":

8) анафоры (единоначатия): Зашумит ли клеверное поле, / Заскрипят ли сосны на ветру, / Я замру, заслушаюсь и вспомню, / Что и я когда-нибудь умру (Е. Евтушенко) и всех приемов эвфонии (благозвучия);

9) аллитерации: Ревет ли зверь в лесу глухом, / Трубит ли рог, гремит ли гром… (А. Пушкин);

10) ассонанса: Я вольный ветер, я вечно вею, / Волную волны, ласкаю ивы, / В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, / Лелею травы, лелею нивы (К. Бальмонт);

11) ритма: …С выдохом, с высвистом, / С выхрипом, с вы… / Твердит одинокое слово "Терпи!" (Р. Рождественский);

12) рифм всех видов (внешних и внутренних, кольцевых и перекрестных, богатых и бедных, точных и неточных и т.п.): И сердце бьется в упоенье / И для него воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь (А. Пушкин). Переливы и отливы рук - / Однообразные движенья, / Ты заклинаешь, без сомненья, / Какой-то солнечный испуг (О. Мандельштам) и т.п.

Кроме известных стилистических фигур, МСС участвуют в реализации специфических мотивационных фигур речи:

13) приема перевернутой мотивации, суть которого в инверсионном употреблении мотивируемого и мотивирующего слов, когда они как бы меняются местами, отражая обратный ход мысли, события и т.д.: Семь холмов - как семь колоколов, / На семи колоколах - колокольни (М. Цветаева). Родник родит реку… (К. Паустовский);

14) приема объединения мотивационных пар и цепочек, заключающегося в том, что компоненты разных мотивационных пар используются как составляющие одного словосочетания, синтезирующего целостное понятие: Над городом, отвергнутым Петром, / Перекатился колокольный гром. / Гремучий опрокинулся прибой / Над женщиной, отвергнутой тобой. / Царю Петру и вам, о царь, хвала! / Но выше вас, цари: колокола (М. Цветаева). В словосочетании колокольный гром представлены компоненты двух мотивационных пар: гром и греметь, колокол и колокольный;

15) приема индивидуально-авторской мотивации, который, в отличие от приема поэтической этимологии, парономазии, представляет собой результат сближения созвучных разнокоренных слов на основе их осмысления как мотивационно связанных: Я умираю от жалящей жалости, / Глядя, как вянет ромашки лицо (Л. Васильева). В представлении поэта жалость осмысляется как чувство, которое как бы жалит;

16) приема инотолкования внутренней формы слова: Челюскинцы! Звук - как сжатые челюсти… / И впрямь челюстьми - / Из льдин-челюстей / Товарищей вырвали! (М. Цветаева).

Выражение в поэтическом тексте стилистических форм за счет МСС значительно повышает их выразительно-изобразительный эффект.

Лит.: Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966; Блинова О.И. Явление мотивации слов: Лексикологический аспект. - Томск, 1984; Ее же: Об одном феномене антропологической лингвистики // Современные образовательные стратегии и духовное развитие личности. Ч. 2. - Томск, 1996; Скребнев Ю.М. Фигуры речи // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

О.И. Блинова

Полезные сервисы