Западносеми́тское письмо́ - квазиалфавитное письмо, состоящее только из знаков, обозначающих «согласный + произвольный или нулевой гласный», с направлением письма справа налево; возникло предположительно в первой половине - середины 2-го тысячелетия до н. э. в восточном Средиземноморье, первоначально применялось для западных семитских языков; предок многих алфавитов мира.
западносемитское письмо
Энциклопедический словарь
Лингвистика
Западносеми́тское письмо́ -
квазиалфавитное письмо, состоящее
только из знаков, выражающих «согласный +
произвольный или нулевой гласный», с
направлением написания справа налево; изобретено, по-видимому, в 1‑й
половине - середине 2‑го тыс. до н. э. в восточном Средиземноморье и
применялось первоначально для западных семитских языков. Западносемитское письмо - предок
многих алфавитов мира. Предполагаемый общий прототип пока не
обнаружен; древнейшие известные варианты западносемитского письма
относятся к четырём типам, различающимся по внешней форме знаков и
характеру начертания, но совпадающим по внутренней структуре:
1)синайско-палестинское письмо -
система полукурсивных знаков, имеющих сильно изменчивые очертания в
зависимости от времени, места и индивидуальных особенностей писца;
частью знаки имеют некоторое сходство с рисунками (глаз, рыба, змея,
голова), хотя в ряде случаев предполагаемое сходство с изображениями -
мнимое, отчасти диктуемое желанием увязать синайское письмо с египетской
иероглификой как якобы его прототипом. При
разнообразии индивидуальных начертаний система в целом, скорее всего,
сводима к 22-24 знакам, не считая аллографов. Все надписи - очень
краткие граффити, почти ни одна
надпись не сохранилась целиком; читаются (без полной уверенности) лишь
немногие изолированные слова. Датировка неясна (1‑я половина - середина
2‑го тыс. до н. э.?); позднейший (около 1200 до н. э.) курсивный алфавит
из Избет-Сарты (на юге Палестины) уже почти совпадает с финикийским
алфавитом и по форме знаков, и по их порядку и, возможно, является его
вариантом.
2)Ханаанейское, или финикийское письмо - линейное; 22 чётко различаемых знака; их азбучный
порядок можно считать восходящим ко 2‑му тыс. до н. э. Многие знаки
похожи на начертания библского псевдоиероглифического письма (см.
Библское письмо); значительная часть
знаков совпадает по форме и, видимо, по значению и со знаками
синайско-палестинского письма. Сохранились надписи на камне, металле;
древнейшие найдены в Библе (Финикия; ныне Джубейль, Ливан); датировка их
спорна, скорее всего - 3‑я половина - конец 2‑го тыс. до н. э. К более
позднему времени относятся надписи на Кипре, в Киликии, в Сардинии,
Северной Африке и т. п.
письмо - линейно-клинообразное; технически сходно с шумеро-аккадской клинописью, с которой оно, однако, по
своей внутренней структуре и по очертаниям знаков генетически не
связано.
4)Аравийское письмо - линейное;
28-29 чётко различаемых знаков; алфавитный порядок известен не
полностью, но сохранился для потомка южноаравийского письма -
эфиопского письма. Аравийские алфавиты
можно разделить на 2 группы: а) использовавшиеся для древнеарабского
языка, возможно, с 7 в. до н. э. или ранее; древнейшее - лихьянитское,
более поздние - самудское, сафаитское; знаки линейные, тексты - большей
частью граффити; б) использовавшиеся для древних языков Южной Аравии -
сабейского, минейского, катабанского, хадрамаутского (на территории
современных ЙАР и НДРЙ). Памятники - административные, посвятительные и
законодательные надписи на камне и металле. Древнейшие сохранившиеся
надписи не старше 3 в. до н. э., но поскольку Сабейское (Савское)
царство существовало уже лет на 400 раньше, то и письмо, по-видимому,
восходит ещё ко 2‑му тыс. до н. э. Почти половина знаков [ʼ, b, g, z, t,
l, m(?), n, ʿ, s(?), q, š, t] восходит к общим прототипам с финикийскими
буквами. Исходный южный протоалфавит содержал 24 знака, т. е. 22 тех же,
что и в финикийском, плюс знаки для ṯ, ḏ. Из букв, не имеющих сходства с
финикийским алфавитом, некоторые имеют, видимо, ближайшие аналоги в
синайско-палестинских по́шибах, другие же либо изменены до
неузнаваемости, либо не имеют общих прототипов ни с финикийскими, ни с
синайско-палестинскими. Однако для многих из них (как и для финикийских)
имеются похожие знаки в библском псевдоиероглифическом письме, хотя нет
уверенности в сходности также и их значений (кроме южносемитского знака
ṯ, который соответствует библскому псевдоиероглифическому ta).
Древнейшее царство на территории Эфиопии - Аксумское вначале
пользовалось южноаравийским (сабейским) языком и письмом, а с 4 в.
приспособило это письмо к местному языку геэз (с передачей огласовки путём видоизменения
формы основных знаков).
Для реконструкции западносемитского
квазиалфавита существенны заимствования его народами Малой Азии и
Греции. Финикийское происхождение греческого алфавита (и фригийского),
установленное ещё древнегреческими учёными, никогда не подвергалось
сомнению; его заимствование (видимо, из южных вариантов финикийской
азбуки - Тир, Яффа) относится к 8, самое раннее - к 9 вв. до н. э. (см.
Древние малоазийские алфавиты (лидийский, ликийский,
карийский и другие) ранее не привлекались к
проблеме истории возникновения западносемитского письма, так как
сохранившиеся памятники довольно поздние (не ранее 6-4 вв. до н. э.). Но
можно предполагать, что были и более ранние памятники, до нас не
дошедшие. Так, «паралидийская» надпись (из Лидии на западе Малой Азии),
видимо, показывает, что в позднейшем лидийском письме добавлен ряд
знаков к первоначальному алфавиту, ещё очень близкому по составу и
числу знаков к финикийскому. Формы многих букв, однако, отличны как от
греческих, так и от известных нам финикийских; возможно, что лидийское 8
(f) и общезападномалоазийские ↑ w̩ (t′, ts) восходят к южносемитским
формам букв w и ṯ или ṣ, по-видимому, конкурировавшим с
западносемитскими формами в некоторых южнофиникийских или палестинских
местных алфавитах, переходных к аравийскому.
Вопрос о происхождении западносемитского письма упирается в две
проблемы: возникновение формы знаков, возникновение внутренней структуры
системы письма. Вплоть до 50‑х гг. 20 в. почти всё внимание было
устремлено на первую проблему; наиболее популярны были гипотезы,
возводившие форму знаков западносемитского письма к египетским (либо к
иероглифическим, либо к скорописным; либо непосредственно, либо через
синайское письмо), но при этом семиты якобы придали египетским знакам
собственные чтения. Эти гипотезы оказались неубедительными.
Согласно другой гипотезе, распространённой в середине 20 в. и имеющей
сторонников в 80‑е гг. (А. Г. Лундин), формы знаков подбирались к
звучаниям по «акрофоническому принципу», то есть в соответствии со
значениями традиционных названий букв. Но эту гипотезу также нельзя
признать убедительной поскольку:
названия букв появились после возникновения соответствующей
письменности, а возможно, даже и алфавитного порядка (угаритская
письменность 14-13 вв. до н. э. имела алфавитный порядок, почти
идентичный финикийскому, но названия букв были иные - слоговые);
если для отдельных финикийских букв можно усмотреть сходство с
предметами, соответствующими их названиям, то о других этого сказать
нельзя;
не известно ни одного другого случая возникновения письменности по
«акрофоническому принципу», а значащие названия букв могли возникать
вторично, без всякой связи с формой буквы (ср. сохранение
финикийско-палестинских названий букв у греков, но введение собственных
значащих названий для тех же букв славянами).