ИВАНОВСКАЯ ВЫШИВКА - ИВА́НОВСКАЯ ВЫ́ШИВКА, вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново-Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов. Детали костюма и предметы убранства жилища ивановские мастерицы украшали геометрическими орнаментами из ромбов, квадратов, треугольников и розеток, включая стилизованные изобразительные мотивы - женские фигуры, изображения коней, всадников, птиц и применяя различные виды швов: белую строчку (см. СТРОЧКА), белую строчку с цветным контуром, узкие и широкие мережки, «вырезы» и другие. Тогда же появляются мотивы, связанные с городской жизнью и дворянским бытом: модницы с веерами и зонтиками, бравые военные на вздыбленных конях, праздничные выезды на роскошных каретах и т. п.
Бурное развитие промысла началось в 1860-х годах после отмены крепостного права. Купец Елисеев основал тогда в селе Верхний Ландех предприятие по производству и сбыту строчевышитых изделий, на котором работали мастерицы Верхнего и Нижнего Ландеха, Палеха, Холуя, Пестяков. Их высококачественные изделия продавались в магазинах Москвы и Петербурга, а также в Сибири и на Дону. Под влиянием спроса городских покупателей изменился характер орнамента ивановских вышивок. На смену простым геометрическим узорам пришли растительные, выполняемые белой свободной гладью и белой строчкой по мелкой сетке, причем их применяли не только для изделий, идущих на продажу в город, но и для тех, что использовались в быту самих вышивальщиц.
Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их. В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу .
В начале 20-го столетия спрос на вышивки с растительным узором падает. В ивановской вышивке начинают преобладать геометрические орнаменты, выполненные в сложной технике, сочетающей строчевые мотивы с белой гладью, популярными становятся также различные виды гипюров. В вышивке появляется крупная сетка, продернутая или плетеная, на которой все чаще встречается узор из колец и крестообразных форм, получивший образное название «кольцо с мизгирем».
После Октябрьской революции ивановские вышивальщицы объединились в артели, входившие в систему Всекопромсоюза. Большое участие в организации артелей принимал уроженец Холуя Н. И. Дьяков, по инициативе которого были образованы артели в с. Васильевском (1925 г.), Холуе (1926 г.), Верхнем и Нижнем Ландехе (1928-1929 гг.), Палехе, Пучеже, Приволжске, Лухе и др. К 1930-м годам ивановский строчевышивальный промысел вырос в мощный центр, изделия которого в большом количестве экспортировались в Западную Европу и Северную Америку. В вышивке использовали традиционную строчку, тамбур, свободную гладь и другие швы. В отделке изделий преобладали геометрические мотивы, требующие применения сложных технических приемов. Свободной гладью и тамбуром вышивали растительные узоры - собранные в букетики и гирлянды или свободно рассыпанные по фону крупные и мелкие цветки.
В годы Великой Отечественной войны производство строчевышитых изделий в Ивановской области было прервано и возобновлено лишь в 1945 году. В это время ивановские вышивальщицы наравне с традиционными местными стали использовать мотивы узоров и технические приемы, заимствованные у мастериц Мстеры, Тамбова, Каргополя, Калуги и Смоленска, а наряду с массовыми изделиями - создавать уникальные выставочные экземпляры, часто с изображением Московского Кремля, государственной советской символики и т. п.
В 1960-х годах девять ивановских строчевышивальных артелей были преобразованы в фабрики. В творческой лаборатории, созданной при Управлении народных художественных промыслов разрабатывались образцы новых изделий, основанные на местных традициях шитья. В лаборатории работали ныне известные мастерицы Е. К. Корытова, М. И. Вилкова. Среди наиболее известных ивановских вышивальщиц - заслуженные художники России Л. Г. Бегушина, Н. Н. Дзагурова (Сапожникова), К. А. Проценков. Большую поддержку творческой деятельности ивановских мастериц оказывал Московский НИИ художественной промышленности, в котором под руководством Е. Г. Яковлевой был собран большой материал по истории ивановской вышивки.
В настоящее время, несмотря на большие трудности, переживаемые строчевышивальными промыслами России, искусство ивановских вышивальщиц продолжает развиваться.
В с. Васильевском выпускают украшенное разнообразными геометрическими узорами женское и детское платье, столовое и постельное белье машинной и ручной вышивки крестом, строчкой и верхошвами.
Одним из крупнейших центров продолжает оставаться Верхний Ландех, являвшийся в 19 веке ядром ивановского вышивального промысла. Изделия верхнеландехских вышивальщиц всегда отличались безупречной техникой исполнения простых лаконичных орнаментов, составленных из геометрических или растительных мотивов.
На Ивановской строчевышивальной фабрике ручную вышивку почти вытеснила машинная, однако при создании уникальных выставочных образцов вышивальщицы используют все богатство местных традиций. Большой вклад в развитие промысла внесла А. П. Ганушкина, автор целых серий уникальных вышитых изделий.
В работах палехских вышивальщиц преобладает строчка и белая гладь. Наиболее часто применяется вышивка «кубанцами» - узор составлен из отдельных ажурных квадратов, сгруппированных в треугольники, ромбы, полосы, зигзаги. Ажурные просветы сочетаются с геометрическими фигурами, шитыми счетной белой гладью. Часто от основного мотива-«кубанца» отходят спиралевидные завитки, выполненные росписью и называемые «кудрями». Палехские вышивальщицы активно участвуют в выставках, создавая помимо образцов для массового производства уникальные выставочные произведения, отличающиеся изяществом и совершенством исполнения. Среди наиболее известных палехских художниц-вышивальщиц - М. Г. Эрдман, Е. К. Корытова, М. И. Вилкова, М. Н. Ежова.
Постельное и столовое белье с изящными геометрическими узорами ручной и машинной вышивки в технике белой строчки в сочетании с верхошвами выпускают в поселке Пестяки.
Ручную и машинную вышивку в технике белой глади, строчки с цветной обводкой, верхошвов, которые иногда выполняют цветными нитями, используют для оформления постельного белья и женской и детской одежды в г. Пучеге.
Счетная строчка, сетная гладь, тамбур и верхошвы используют для оформления своих изделий и мастерицы Холуя. Более тридцати лет посвятила развитию холуйской вышивки А. Т. Бушуева, ставшая автором многих рисунков, до сих пор применяемых в Холуе. Многие работы мастерицы демонстрировались на выставках с 1947 по1960 год.
Вышивальщицы артели им. Клары Цеткин в Шуе в 1944 году стали активно использовать приемы смоленской, калужской и владимирской вышивок, однако затем отказались от заимствования чужих образцов и вернулись к традиционной белой строчке и счетной глади. Их работы отличает красота и разнообразие разделок строчевой вышивки с геометрическим орнаментом. Наряду со сплошным настилом в Шуе часто применяют легкую «паутинку», «копеечку» и другие ажурные и плотные швы. С начала 1950-х годов на фабрике, как и на других строчевышивальных предприятиях, стали применять машинную гладевую вышивку, механизировали перевив сетки, разделки на них. С этого времени большую часть продукции стали выполнять машинным способом с небольшим дополнением ручной вышивки. Ручная техника исполнения применяется лишь при создании уникальных выставочных образцов. Среди ведущих художниц промысла - Н. И. Киселева.
Коллекции изделий ивановских вышивальщиц представлены в Музее народного искусства (Москва), Ивановском областном краеведческом музее, Палехском художественном музее и др.