ИГГИ ПОП - И́ГГИ ПОП (Iggi Pop) (наст. имя и фамилия Джеймс Джуэл Остерберг) (р. 21 апреля 1947, Маскиган, штат Мичиган), американский певец, композитор, автор текстов.
Вырос в семье учителя; окончил престижную школу, затем поступил в университет штата Мичиган. Там он впервые познакомился с рок-н-роллом (см. РОК-Н-РОЛЛ), джазом (см. ДЖАЗ) и поэзией битников. (см. БИТНИКИ) В 1963 впервые попробовал себя в амплуа рок (см. РОК-МУЗЫКА)-музыканта, затем стал постоянным участником группы The Iguanas, откуда появился его псевдоним (Игги - сокращение от «игуана»). Затем он организовал группу The Stooges.
Композиции группы строились на простых аккордах с сырыми и мощными гитарными риффами и откровенных до грубости текстах. Голос Попа открытой манерой пения отчасти напоминал Джима Моррисона (см. МОРРИСОН Джим).
В 1969 вышел первый альбом группы, который успеха не имел. Концерты The Stooges традиционно превращались в шоу разрушения и самоистязания - Поп выходил на сцену в полубессознательном состоянии, переругивался с залом, бил бутылки, падал на них спиной и, обливаясь кровью, продолжал концерт. Именно это впоследствии позволило музыкальным критикам назвать его «первым панком (см. ПАНК-РОК)».
Второй альбом, Raw Power вышел в 1970. При его записи Поп использовал некоторые приемы фри-джаза, вспоминая любимого им Дж. Колтрейна (см. КОЛТРЕЙН Джон), что прибавило музыке экзотичности (композиция La Blues), но не увеличило объемы продаж. Поп начал увлекаться наркотиками, что не могло не сказаться на его творчестве.
В начале 1970-х годов в жизни Попа произошло два события, во многом определившие его дальнейшую жизнь и карьеру, - он познакомился с гитаристом Дж. Уильямсоном и Д. Боуи (см. БОУИ Дэвид) и привлек их к своей работе. Боуи также выступил в роли продюсера третьего и последнего альбома группы, вышедшего в1973. Он попытался смягчить звучание группы и отбраковал часть песен; впрочем, на коммерческой неудаче альбома это никак не сказалось. Предрекавшая скорое появление панк-рока, музыка Stooges не могла быть популярной в эпоху психоделической (см. ПСИХОДЕЛИКА) музыки, лозунгов о мире, любви и цветах.
Два года спустя, в 1974 Поп вместе с Уильямсоном записал альбом Kill City, вышедший только в 1978, а последними альбомами Stooges стали два концертных альбома - Metallic K.O. (1976) и 2 X Metallic K.O. (1986). Оба они вследствие чудовищного качества записи (были записаны на бытовой кассетный магнитофон) обладают только коллекционной ценностью.
В начале 1976 Поп, снова пристрастившийся к наркотикам, едва не покончил с собой. На помощь пришел Боуи, предложивший ему записать сольный альбом. Для альбома The Idiot Боуи стал продюсером, пианистом, гитаристом и соавтором большинства песен, а также привлек к его записи музыкантов из своей группы. Альбом был проникнут влиянием группы The Doors (см. ДОРЗ), сочетавшимся с мягким, гипнотическим звучанием, характерным для творчества Боуи. Выход альбома совпал с началом панк-революции и новым интересом к старым записям Stooges - их песни запели другие панки.
Следующий альбом, Lust For Life, записанный в Западном Берлине в 1977, был оптимистичнее и принес его автору некоторые дивиденды. Британские критики назвали его лучшим альбомом в творчестве Попа.
Последующие альбомы успеха не имели. Поп вновь погрузился в мир наркотических галлюцинаций; его альбом Zombie Birdhouse был наиболее отчаянным и некоммерческим.
Новый виток начался в 1983, когда вернувшийся на сцену Боуи выпустил альбом-бестселлер Let"s Dance, одним из главных хитов (см. ХИТ) которого была песня China Girl, написанная вместе с Попом еще для альбома The Idiot. Авторские отчисления и престиж подстегнули Попа, который вместе с гитаристом С. Джонсом записал демокассету и показал ее Боуи. Новый альбом, продюсером которого стал Боуи, вышел в 1986. Именно эта работа, получившая название Blah Blah Blah, наконец-то позволила Попу занять по праву причитавшееся ему место в поп-музыке (см. ПОП-МУЗЫКА). Альбом был продан тиражом в несколько раз большим, чем все предыдущие вместе взятые. Следующие альбомы - Brick By Brick (1990), записанный всместе со Слэшем, гитаристом группы Guns And Roses, и American Caesar (1993) - подтвердили высокую репутацию музыканта. В 1990 он участвовал в антиСПИД-проекте Red Hot and Blue, записав вместе с певицей Дебби Харри одну из старых песенок знаменитого композитора Коула Портера. Следующий его альбом, Naughty Little Doggy (1996), ознаменован возвратом к энергичному грязному звучанию и прямолинейным грубым текстам 1970-х годов.
В 1990-е годы Поп также много работал в кино. В 1993 он участвовал в записи саундтрека (см. САУНДТРЕК) к фильму Э. Кустурицы (см. КУСТУРИЦА Эмир) Arizona Dream. В 1996 Поп снялся у культового режиссера Дж. Джармуша (см. ДЖАРМУШ Джим) в фильме The Dead Man, а в 1997 написал музыку к режиссерскому дебюту своего давнего друга актера Дж. Деппа - фильму Brave.
В 1999 и 2001 Игги записал еще два альбома - Avenue B и Beat "Em Up; первый получился рефлективным, полуакустическим, зато второй, резкий и злой, приблизился к образцам рэп (см. РЭП)-металла. В конце 2003 последовал еще одна работа Игги Skull Ring, чрезвычайно высоко оцененная критиками. Все этото показывает, что Игги Поп по-прежнему держит марку рок-н-рольного бунтаря и не утратил тяги к музыкальным экспериментам.
В 2006, после почти 30 лет молчания, Игги Поп и The Stooges воссоединились и даже записали студийный альбом The Weirdness, за которым последовал концертный тур в поддержку пластинки.