КИРПИ́ЧНЫЙ СТИЛЬ - направление рус. неоромантич. архитектуры кон. 19 в., в к-ром для облицовки зданий использовался неоштукатур. кирпич. Кирпич. кладка часто имела и декорат. значение, выкладывалась из полихром. кирпича, включала глазуров. керамику или скульптур. терракотов. вставки. Характерные особенности рацион. формы, связ. с качеством мат-ла, пластич. и цветовые эффекты придавали К. С. особую выразительность.
В России, особенно центр., издавна строили кирпич. с изразцами храмы, эта техника была традиц., она и легла в осн. кирпич. зодчества так же, как и характерные для Европы необлицов. замки и костелы. В царствование Екатерины II появились романтич. здания, построенные в "готич." стиле из кирпича (Царицынский ансамбль под Москвой В. Баженова и М. Казакова и др.). Затем А. Менелас построил для Александра I и Николая павильоны в Александровском парке Царского Села. При Николае I стали строить казен. учреждения в кирпич. варианте Ренессанса (т. н. "военно-гражд. стиль"). На этой осн. и вырос рациональный и одновременно романтич. К. С. В. Шретер и И. Китнер стали строить из неоштукатур. кирпича доход. дома и особняки, служеб. здания. Скоро постройки, стены к-рых облицовывались качеств. кирпичом или оставались обнаж., приобрели большую популярность, тем более что при этой технике можно было строить в любом европ. или рус. нац. варианте и, что немаловажно, гораздо дешевле. В кирпиче были построены Охотничий дворец в Беловежской пуще (Н. де Рошфор), Нижняя дача для Александра III в Петергофе (А. Томишко), Исторический музей в Москве (В. Шервуд). Именно К. С. привил рус. арх. тот вкус к естеств. декорат. мат-лам, рационализм и одновременно романтизм, к-рые привели к расцвету рус. архитектуры эпохи модерна. Арх. К. Шмидт и др., начав как мастера К. С., затем перешли к стр-ву зданий, облиц. глазуров. кирпичом "кабанчик", характернейшей деталью модерна.