Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

клодт

Грамматический словарь

Клодт ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова клодт

- Конные фигуры его работы украшают ворота на Беговую аллею Центрального московского ипподрома.

- Русский скульптор, автор памятника Крылову в Петербурге.

- Русский художник, автор картин «Каменистый берег», «Речной пейзаж», «Лесная дорога», «Зимний пейзаж с мостиком и санями».

- Русский художник, автор картины «Последняя весна».

- Русский художник, автор картин «На пашне», «Вид в имении Зегезаль близ Риги», «Вид в Нормандии».

- Русский художник, автор картин «Долина реки Аа в Лифляндии», «Дубовая роща», «Большая дорога осенью».

- Русский художник, автор картин «Село в Орловской губернии», «Русская деревня», «Крестьянка у сломанной телеги со льном».

- Русский художник, автор картин «Лесная даль в полдень», «Коровы на водопое», «Волга под Симбирском».

- Николай I, обратившись однажды к этому барону, являвшемуся его любимцем, заявил: «Твои кони лучше, чем у меня в конюшне».

- Русский скульптор-анималист XIX века, автор четырёх конных групп на Аничковом мосту в С.-Петербурге, памятника Крылову в Санкт-Петербурге.

- Скульптурные группы этого барона украшают, не только Питер, но и Неаполь, и Берлин.

- О нём Николай I сказал, что он «делает лошадей лучше, чем жеребец».

- Русский скульптор, создатель группы укротителей коней на Аничковом мосту в Петербурге.

Полезные сервисы

клодт (клодт фон юргенсбург)

Большой энциклопедический словарь

Клодт (Клодт фон Юргенсбург) бароны, художники. Пётр Карлович (1805—1867), скульптор-анималист. Монументальные и камерные станковые произведения отмечены характерной для пластики классицизма лаконичной ясностью формы, точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849—50). Его сын Михаил Петрович (1835—1914), живописец. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю («Последняя весна», 1861). Михаил Константинович (1832/1833 — 1902), живописец. Племянник П. К. Клодта, двоюродный брат М. П. Клодта. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Поэтичные, простые по мотивам виды русской природы («На пашне», 1872).

Полезные сервисы

клодт михаил константинович

Энциклопедический словарь

Клодт Михаил Константинович (1832/1833 - 1902), российский живописец. Передвижник. Поэтичные, простые по мотивам виды русской природы.

* * *

КЛОДТ Михаил Константинович - КЛОДТ Михаил Константинович (1832/33-1902), русский живописец. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Поэтичные, простые по мотивам виды русской природы.

Большой энциклопедический словарь

КЛОДТ Михаил Константинович (1832/33-1902) - русский живописец. Передвижник. Поэтичные, простые по мотивам виды русской природы.

Полезные сервисы

клодт михаил петрович

Энциклопедический словарь

Клодт Михаил Петрович (1835-1914), российский живописец. Передвижник. Сын П. К. Клодта. Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю («Последняя весна», 1861).

* * *

КЛОДТ Михаил Петрович - КЛОДТ Михаил Петрович (1835-1914), русский живописец. Передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Сын П. К. Клодта (см. КЛОДТ Петр Карлович) . Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю («Последняя весна», 1861).

Большой энциклопедический словарь

КЛОДТ Михаил Петрович (1835-1914) - русский живописец. Передвижник. Сын П. К. Клодта. Жанровые произведения, проникнутые состраданием к людскому горю ("Последняя весна", 1861).

Полезные сервисы

клодт пётр карлович

Энциклопедический словарь

Клодт Пётр Карлович (1805-1867), российский скульптор. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены характерной для пластики классицизма лаконичной ясностью формы, точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849-50).

* * *

КЛОДТ Петр Карлович - КЛОДТ Петр (Петер) Карлович [24 мая (5 июня)1805, Петербург - 8 (20) ноября, мыза Халала, Финляндия], российский скульптор прославившийся своими бронзолитейными работами.

Путь к успеху

Родился в семье К. Ф. Клодта фон Юргенсбурга, немца, состоявшего на русской военной службе (к тому времени в чине генерал-майора). Клодт-старший был также и художником-любителем, привившим сыну любовь к искусству.

Окончив Артиллерийское училище в Петербурге (куда поступил в 1822), прослужил недолго и в 1828 вышел в отставку, все больше увлекаясь изобразительным творчеством (с особым удовольствием рисовал лошадей или резал из дерева их фигурки). Два года занимался самостоятельно, работая с натуры и копируя произведения античной пластики, а в 1830 стал вольнослушателем Академии художеств. В 1838 получил звание ее профессора и занял должность заведующего литейной мастерской.

В 1833 исполнил (из кованой меди) первое свое крупное монументально-декоративное произведение, - шестерку коней, впряженных в колесницу Славы на аттике Нарвских ворот. Снискал симпатию императора Николая I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) своей воистину воинской дисциплиной и умением оперативно выполнять ответственные правительственные заказы. Но Николаю, художественные вкусы которого Клодт в значительно мере обобщенно воплощал, импонировала, несомненно, и сама творческая манера Клодта, его строгий, но в то же время весьма эффектный, полный парадного величия классицизм.

Мастер работал как по чужим моделям, так и по собственным эскизам, чаще всего рассчитывая на перевод финального варианта в бронзу. Популярными символами северной столицы стали самые известные его произведения - четыре группы укротителей коней для Аничкова моста (1833-1840). В процессе работы мастер сам освоил литейное дело, после того как внезапно умер его постоянный сотрудник В. П. Екимов, выдающийся знаток художественного литья (1838). Иконографически восходящие к античной группе с укротителями-Диоскурами, композиции эти, четкие и динамичные по силуэту, проникнуты идеей властного разума, усмиряющего стихийное буйство, идеей, весьма актуальной в тот период, когда целый ряд стран Европы был охвачен революционным брожением. Копии этих групп были позднее установлены в Петергофе, Стрельне, подмосковных Кузьминках, а также в Берлине и Неаполе.

Круг произведений

В 1845-1850-е гг. оформил своими рельефами (на тему «Лошадь на службе у человека») служебный корпус Мраморного дворца, построенного А. П. Брюлловым (см. БРЮЛЛОВ Александр Павлович). Торжественно патетичен созданный под его руководством (по модели В. И. Демута-Малиновского (см. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ Василий Иванович)) киевский памятник князю Владимиру, «равноапостольному» крестителю Руси (1853). К этим произведениям близки по стилистике конный монумент Николаю I на Исаакиевской площади в Петербурге (совместно со скульпторами Р. К. Залеманом и Н. А. Рамазановым; архитектор А. А. Монферран (см. МОНФЕРРАН Август Августович); 1856-1859), достаточно импозантный и сам по себе, он к тому же представляет собой и настоящий инженерный шедевр, укрепленный сзади лишь на двух опорах и благодаря этому буквально «парящий» в воздухе, а также многочисленные бронзовые рельефы для Исаакиевского собора (см. ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР) (1844-1847).

Напротив, в знаменитом памятнике баснописцу И. А. Крылову в Летнем саду (см. ЛЕТНИЙ САД) (1848-1855) проступили черты более приватного и непринужденного («бидермейеровского (см. БИДЕРМЕЙЕР)») романтизма; добрый «дедушка Крылов» задумался здесь над рабочей тетрадью, возвышаясь над живописными группами своих героев, представленных в технике высокого рельефа на пьедестале. Тонкое искусство лепки ярко проявилось в малоформатных, «кабинетных» композициях Клодта («Русский витязь», 1851; и др.), их тиражные отливки до сих пор пользуются большой популярностью среди коллекционеров. Выполнял также и модели для каслинского литья (см. КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЕ).

Полезные сервисы

клодт петр карлович

Большой энциклопедический словарь

КЛОДТ Петр Карлович (1805-67) - русский скульптор. Представитель позднего классицизма. Анималистические монументальные и камерные станковые произведения отмечены точностью передачи повадок животных, главным образом лошадей (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849-50).

Полезные сервисы

клодт фон юргенсбург

Гуманитарный словарь

КЛОДТ фон ЮРГЕНСБУРГ (КЛОДТ), бароны - семья деятелей иск-ва. Наиб. известны:

Петр Карл. (1805-67) -скульптор (гл. обр. анималист) и литейный мастер. Сын ген.-майора К. Ф. Клодта (1765-1822), героя Отеч. войны с Наполеоном, художника-любителя и мецената. Офицер. Вышел в отставку в 1828. С 1829 посещал классы АХ. В первой большой работе - шестерке коней из кованой меди для колесницы Славы на Триумфальных Нарвских воротах в С.-Петербурге (арх. В. П. Стасов, нач. 1830-х гг.) следовал манере В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова, вместе с к-рыми создавал это произв. В том же ампирном стиле К. выполнил квадригу Аполлона для фронтона Большого т-ра в Москве. С 1838 К. - проф. АХ, зав. литейной мастерской, где самостоят. отливал свои произведения.

В тщательной проработанности форм К. следовал традициям классицизма, но, перерабатывая его эстетич. идеалы, стремился к непосредств. запечатлению жизненных наблюдений, конкретности, естественности творч. решений. Автор первого произв. рус. скульптуры, ставшего знаменитым и снискавшего всеевроп. славу - 4-х групп "Укротителей коней" на Аничковом мосту в С.-Петербурге (бронза, 1830-40-е гг., установлены в 1849-50). Повторные экземпляры 2-х бронз. групп поставлены в Берлине (1842), Кузьминках (1845), Неаполе (1846), Петергофе и Стрельне (1850-е гг.). Кони К. являются ответной репликой знаменитым коням франц. скульптора Г. Кусту, созданным для сада Марли в Версале (1740-45) и позже перенесенным в Париж. Драматич. серия К. развивает сюжет покорения коня человеком. Конкр., непосредственно наблюдаемая форма получила здесь монумент. воплощение, фигуры людей и животных ритмично развернуты в пространстве, чистая и гармоничная линия контура охватывает четкий и выразит. декоративный силуэт.

Во 2-й пол. 40-х гг. создал в С.-Петербурге для обращенного к Мраморному дворцу фасада служебного корпуса (арх. А. П. Брюллов) лепной фриз высотою ок. 2 м, из 4-х композиций на тему "Служение лошади человеку", в к-ром, следуя архитектурному замыслу, ориентировался на образы фриза Парфенона. В пам. И. А. Крылова (бронза, гранит, 1848-55, Летний сад, Петербург), отказавшись от языка аллегорий, создал реалистически точный и правдивый образ поэта, изобразив его сидящим с раскрытою книгой и поместив на постаменте множество горельефных скульптур, изображающих животных - героев крыловских басен. В те же годы К. участвовал в создании интерьеров Большого Кремлевского дворца; им исполнены барельефы с изображением св. Георгия Победоносца, поражающего дракона, в Георгиевском зале. В 1856-59 создал пам. Николая I в Петербурге (бронза, совм. со скульпторами Н. А. Рамазановым и Р. К. Залеманом, исполнявшими скульптуры для постамента). К. изваял конную статую имп-ра, изысканную по силуэту и установленную только на две точки опоры. Создавал также мелкую пластику в анималистич. жанре ("Лошадь на водопое", бронза; "Кобыла с жеребенком", воск), изготовлял модели для каслинского литья, положившие начало его расцвету. К. был принципиальным натуралистом, изображал только реальных животных, и все изображенные им животные имеют свою историю. Для памятника Крылова он держал дома целый зоопарк; так, живую мартышку - на тот момент единственную в Петербурге - он выпросил у художника-моряка А. П. Боголюбова, привезшего ее с Мальты. Уникальным произв. К. является бронзовая скульптура, отлитая для занятий в АХ с трупа, замороженного и анатомированного по методу знаменитого анатома И. В. Буяльского.

Мих. Петр. (1835-1914) сын П. К. - живописец и гравер. Учился у А. А. Агина и в АХ (1852-61, с перерывом). Работал в Париже в мастерской Т. Кутюра (1857-60). Пенсионер АХ в Мюнхене (1862-65). С 1865 - преп. акварельной живописи в Рисовальной школе Об-ва поощрения художеств, с 1875 - в Уч-ще бар. Штиглица. В 1870 был в числе чл.-учредителей Т-ва передвижных худ. выставок. Творчество К. связано с продолжением традиций К. П. Брюлова. Художник бытового жанра, в целом К. следовал канонам академизма, в его произв. отчетливы также искренние сентимент. мотивы, свойственные раннему передвижничеству. Получил известность рядом композиций, проникнутых сочувствием к человеческому горю, раскрывающих жизненные противоречия ("Рыбаки финны", 1855; "Больной музыкант", 1859; "Последняя весна", 1861, "Черная скамья", 1871). Позже его манера воспринималась как устаревшая, К. отошел от активной худож. жизни и лишь изредка писал новые произв. ("Мансарда", 1906, акварель). С 1895 - действит. чл. АХ, реставратор картинной галереи Имп. Эрмитажа.

Конст. Карлович (1807-79) брат П. К. - ген.-майор. Окончил Артиллерийское уч-ще (1828), в 1830-х гг. посещал классы АХ. Проф. высшей математики. Возродил в России иск-во гравюры на дереве; после выхода в отставку в 1838-39 изучал гравирование в Париже и до 1845 руководил особым классом ксилографии при АХ. В 1840-х гг. исполнял гравюры (в осн. по рисункам Тимма) для иллюстраций в журналах и книгах.

Мих. Конст. (1832/33-1902) сын К. К. - живописец-пейзажист. Учился у И. Т. Хрупкого и в АХ (1851-58), в кл. пейзажной живописи у М. Н. Воробьева и С. М. Воробьева. В 1858-60 - пенсионер АХ во Франции и Швейцарии. С 1862 - акад., с 1864 - проф. Петерб. АХ. Вместе со своим двоюродным братом был одним из членов-учредителей Т-ва передвижных худ. выставок (ТПХВ) (1870), но позже разошелся с передвижниками в понимании пейзажной живописи, в 1879 опубликовал резко критическую статью (в частности, порицая А. И. Куинджи) и в 1880 вышел из ТПХВ. В 1871-86 руководил пейзажным кл. АХ. Уже в ранний период творчества проявил интерес к изуч. натуры, много работал над воссозданием облика рус. природы. С 1863 осн. темой произв. становится деревенский, крест. пейзаж. Жанровая форма, повествовательность вводили характерный для передвижников социальный мотив ("Большая дорога осенью", 1863; "Полдень", 1870), делали пейзажный образ картиной жизни ("На пашне", 1872). В 1870-е гг. обратился к жизнеутверждающим эпич. образам, воспевающим красоту и мощь рус. природы ("Лесная даль в полдень", 1876-78). В конце жизни вновь участвовал в передвижных выставках (1897).

Лит.: Петров В. Н. П. К. Клодт. Л., 1985; Клодт Г. А. "Лепил и отливал Петр Клодт...". М., 1989; Григорьева В. А. М. П. Клодт // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: Вторая половина 19 века. М., 1962. Кн. 1; Беспалова Л. А. М. К. Клодт // Русское иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: Вторая половина 19 века. М., 1962. Кн. 1; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1963.

П. К. Клодт

П. К. Клодт

Полезные сервисы

клодт, пётр карлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

П.К. Клодт. Укрощение коня. Группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Бронза.

П.К. Клодт. "Укрощение коня". Группа на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Бронза.

Клодт, Петр Карлович

КЛОДТ Петр Карлович (1805 - 67), скульптор, представитель позднего русского классицизма. В монументальных произведениях и в мелкой пластике стремился к непосредственной фиксации жизненных наблюдений (4 конные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, 1830-е гг., установлены в 1849 - 50).

П.К. Клодт. Памятник И.А. Крылову.

П.К. Клодт. Памятник И.А. Крылову.

Полезные сервисы

клодтовский

Орфографический словарь

кло́дтовский (от Клодт)

Полезные сервисы