КЛЮ́ЕВ Ник. Ал. (1884-1937) - поэт. Родом из крестьян Вытегорского у. Олонецкой губ. В 1893-95 учился в церк.-приходской школе, а затем в 2-классном уч-ще г. Вытегры. К. был глубоко религиозен. В юности жил в Соловецком мон. послушником. Скитался по России, был связан с сектантами. Первая публикация стих. относится к 1904. На события 1905 откликнулся свободолюбивыми стих., принял участие в пропаганд. работе среди крестьян Вытегорского у.; в 1906 ок. 6 мес. провел в заключении. В 1907 К. завязывает знакомства в столичной лит. среде: Л. Семенов, В. Миролюбов, А. Блок принимают участие в публикации его стих. Переписка с Блоком, начавшаяся с письма К. (осень 1907), имела большое значение для обоих поэтов. Блок воспринял К. как "посланца от народа", его мысли о пропасти, разделяющей народ и интеллигенцию, отразились в ст. Блока этого времени. Ранняя поэзия К. находилась под влиянием Блока, к-рому он посвятил свою первую кн. "Сосен перезвон" (1912). В 1910-х гг. К. приобрел славу в лит. среде. В связи с обозначившимся "неонароднич." тенденциями, с интересом к фольклору, к сектантству, творчество К. воспринималось как голос нар. стихии. В сб. "Братские песни" (1912) и "Лесные были" (1913) поэзия К. приобретает самобыт. звучание, она отмечена напряженностью религ. переживаний; мн. стихи являются обработками нар. песен, дух. стихов, насыщены архаич. лексикой, диалектизмами. В это время широк круг лит. притяжений К.: чл. секты "голгофских христиан" видели в нем своего певца; намечается нек-рое сближение с акмеистами (1912-13); затем К. входит в круг "новокрестьян. поэтов" (1914-15), среди к-рых вскоре занимает ведущее положение. В 1915 завязалась дружба К. и С. Есенина, к-рый всегда считал К. своим учителем, несмотря на осложнившиеся со временем отношения между ними. В 1916 вышел сб. "Мирские думы", явившийся откликом К. на войну; патриотич. пафос сочетался здесь с картинами опустевших деревень, с плачами по погибшим. В это время К. вступил в период расцвета своего дарования. В 1916 написал неск. стих., позднее вошедших в одну из лучших его кн. "Избяные песни" (1920). В стих. К. рев. лет углубляется противопоставление Запада и Востока, г. и дер., культуры и природы, их усложн. символика насыщена реалиями крест. быта и др. обрядов. Рев-ция была воспета К. в риторически приподнятых стих.: кн. "Медный кит" (1919), "Песнь Солнценосца" (1920), "Ленин" (1923). Однако религ. мотивы, мечты о рев-ции Духа, неортодокс. смысл этой поэзии вызвали насторож. отношение к ней со стороны критиков Пролеткульта. В 1919 вышел итоговый сб. "Песнослов" (кн. 1-2), включивший осн. циклы стихов 1905-18. Оптимизм 1917-19 сменяется трагич. предчувствиями, подкрепляемыми непростыми обст-вами жизни К. В сб. "Львиный хлеб" (1922) развертываются образы горящей, гибнущей России. В 20-е гг. К. обращается к эпич. жанру, создает поэмы "Четвертый Рим" (1921), "Мать-Суббота" (1922), "Плач о Сергее Есенине" (1926), "Заозерье" (1927), "Деревня" (1927). Гибель "избяного рая", ст. России - осн. мотивы поэзии К. 20-30-х гг. В 1928 К. закончил поэму "Погорелыцина", ставшую вершиной его творчества, и выпустил посл. прижизн. сб. "Изба и поле". С 1929 К. подвергался преследованиям со стороны критики и властей, существовал благодаря поддержке друзей (Н. Обуховой, А. Неждановой, А. Садомова и др.). В февр. 1934 К. был арестован, в 1937 расстрелян.
Н. А. Клюев. Худ. А. Н. Яр-Кравченко. 1931