Ко́бе - город и порт в Японии, на о. Хонсю, административный центр префектуры Хёго. 1,4 млн. жителей (1995). Грузооборот порта около 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Металлургия, машиностроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. Университет. Художественный музей. Туризм.
* * *
КОБЕ - КО́БЕ, Кобэ (Kobe), город и порт в Японии, на юго-западе острова Хонсю (см. ХОНСЮ), на берегу залива Осака Внутреннего Японского моря (см. ВНУТРЕННЕЕ ЯПОНСКОЕ МОРЕ). В 32 км на запад от Осаки (см. ОСАКА). Административный центр префектуры Хёго. Население 1,542 млн человек (2004).
Один из крупнейших портов мира - грузооборот порта ок. 150 млн. т (1/3 внешнеторгового оборота страны). Порт Кобе в год посещает 11 тыс. иностранных судов и 83 тыс. из портов Японии. Одновременно порт может принять 250 больших судов. 26 регулярных линий связывают Кобе со 120 странами и 500 портами.
Крупный промышленный центр на западе Японии, входящий в ядро экономического района Кансай. Металлургия, машиностроение и судостроение (1/3 тоннажа строящихся в Японии судов), военная, химическая, текстильная промышленность. В городе размещаются филиалы иностранных банков, торговых и промышленных фирм. Метрополитен. Университеты. Художественный музей. Международный выставочный центр, Международный конференц-центр, Город моды. Аквариум, парк Соракуэн, мемориальный парк Мерикен (землетрясения 1995 года). Центр туризма. В районе Кобе - национальные парки; горячие источники; морские курорты (Акаси и др.).
Кобе известен как морской порт с 13 в. Сюда приходили суда из Китая (см. КИТАЙ) и Кореи (см. КОРЕЯ (Южная Корея)), Индокитая. В период изоляции Японии (см. ИЗОЛЯЦИЯ ЯПОНИИ), когда лишь голландским купцам было разрешено продолжать торговлю с Японией, Кобе стал перевалочной базой, где голландцы сходили с кораблей на берег и отправлялись по суше в далекий Эдо (см. ТОКИО).
Вслед за Иокогамой (см. ИОКОГАМА) и Хакодате (см. ХАКОДАТЕ) порт Кобе был открыт для международной торговли в 1868. Это первый район поселения европейцев на островах. Сотни торговцев, инженеров, врачей, исследователей, миссионеров и авантюристов устремились в Японию. В Кобе, согласно распоряжению властей, им выделялись участки земли в рамках иностранного сеттльмента (см. СЕТТЛЬМЕНТ). С конца 1880-х гг. вплоть до 1910 в Кобе было построено более сотни домов в западном стиле, резко контрастировавших с традиционным национальным жильем.
В эпоху Мэйдзи (см. МЭЙДЗИ) основными товарами, проходившими через порт Кобе, были рис и чай - экспорт и хлопок и шерсть - импорт. С развитием машиностроения и промышленности торговля через Кобе выросла многократно. В русско-японскую (см. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА 1904-05) и китайско-японскую войны порт служил морской базой. В 1907 здесь начала осуществляться программа развития портовых мощностей. Во время Первой мировой войны (см. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914-18) бурно развивается судостроение. Объем торговли особенно возрос, когда во время землетрясения 1923 был сильно разрушен порт Иокогама, что привело к еще большему расширению порта Кобе.
После Второй мировой войны (см. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА) коммерческие операции в порту возобновились только в 1959, порт вновь начал процветать в годы корейской войны и через 10 лет после второй мировой войны восстановил прежний объем торговли.
Рост города происходит и за счет освоения прибрежной акватории. В 1966-81 гг. был построен новый порт на насыпном острове Порт-Айленд (площадь 436 га), а в 1990 восточнее Порт-Айленда завершено строительство второго крупного насыпного острова - Рокко (площадь около 580 га).
Землетрясение в Кобе в январе 1995 разрушило десятки тысяч домов, погибло более 6 тыс. жителей. Сохранились старые европейские кварталы улицы Ямамото, храм Сума, многочисленные христианские, буддийские храмы и мечети, гробница Минатодзава, Чайна-таун. В окрестностях Кобе находится гора Рокко (931 м).