Конаше́вич Владимир Михайлович (1888-1963), график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Иллюстрации к детским книгам («Сказки» К. И. Чуковского, издательство 1935), произведениям классической литературы («Манон Леско» А. Ф. Прево, издательство 1932), поэтические пейзажи и натюрморты отличаются артистичной стилизацией, эмоционально-декоративной выразительностью рисунка и цвета.
* * *
КОНАШЕВИЧ Владимир Михайлович - КОНАШЕ́ВИЧ Владимир Михайлович [7(19) мая 1888, Новочеркасск - 27 февраля 1963, Ленинград], российский график, иллюстратор детских книг, заслуженный деятель искусств России (1945).
Родился в семье инженера, детство провел в Москве. В 1908-1913 занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (см. УЧИЛИЩЕ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА) у К.А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), С.В. Малютина (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич) и Л.О. Пастернака (см. ПАСТЕРНАК Леонид Осипович). С 1915 жил в Петрограде. В 1918 занимательные картинки к Азбуке, предназначенные для маленькой дочки Конашевича, стали первым его опытом иллюстрации детских книг. В 1920-х гг. увлечен книжной графикой (иллюстрации к произведениям А.А. Фета, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.М. Зощенко и д.р.). В 1921-1930 преподавал в Академии художеств. В 1922-1924 член художественного объединения «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). С 1930-х гг. почти полностью посвятил себя иллюстрированию детских книг - самые знаменитые в творчестве этого периода были сказки К.И. Чуковского (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович). Тогда же стал объектом резкой критики в официальной печати (статья «О художниках-пачкунах», 1936). В 1931 вершиной творчества были иллюстрации к «Манон Леско» аббата Прево (см. ПРЕВО аббат). В 1943 работал над воспоминаниями о своем детстве и сказками Г. Х. Андерсена. В 1956 иллюстрации к сборнику «Плывет, плывет кораблик», книгам «Чудо-дерево» К. И. Чуковского, «Приходи, сказка!», «Старик-годовик» В. И. Даля (см. ДАЛЬ Владимир Иванович). В 1961-1962 работал над иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина, это была его последняя работа, книга вышла уже после его смерти.
Среди пейзажей и натюрмортов преобладают акварели и цветные литографии, исполненные в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге. В иллюстрировании детских книг использовал свой, неповторимый, романтически-сказочный стиль, близкий по ритму и орнаментике искусству рококо («Дом, который построил Джек», 1923, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака (см. МАРШАК Самуил Яковлевич), 1923, 1930; сказки К.И.Чуковского, 1935 и д.р.).