Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

коонен

Грамматический словарь

Ко́онен ф. 1а ~ 0

Сканворды для слова коонен

- Жена режиссёра Александра Таирова.

Полезные сервисы

коонен алиса георгиевна

Энциклопедический словарь

Ко́онен Алиса Георгиевна (1889-1974), актриса, народная артистка РСФСР (1935). Жена А. Я. Таирова. С 1905 в МХТ. В 1914-49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры («Федра» Ж. Расина), Адриенны Лекуврёр («Адриенна Лекуврёр» О. Э. Скриба), Комиссара («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Эммы Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу) и др.

* * *

КООНЕН Алиса Георгиевна - КО́ОНЕН Алиса Георгиевна (1889-1974), русская актриса, народная артистка России (1935). Жена А. Я. Таирова (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич). С 1905 в МХТ. В 1914-49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры («Федра» Ж. Расина), Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» О. Э. Скриба), Комиссара («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Эммы Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу) и др.

* * *

КО́ОНЕН Алиса Георгиевна [5 (17) октября 1889, Москва - 20 августа 1974, там же], русская актриса.

Родилась в небогатой семье бывшего бельгийского подданного, поверенного по судебным делам, который вскоре оставил семью и уехал из России. В детстве она выступала в домашнем театре в тверском имении своей тетки, в прошлом провинциальной актрисы. Там однажды ее увидела родственница К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич), которая рассказала великому режиссеру о талантливой девочке.

В созвездии Художественного театра

Во время учебы в гимназии Коонен увлеклась Художественным театром, его великолепными актерами и прежде всего В. И. Качаловым (см. КАЧАЛОВ Василий Иванович). Но дорога в театр, казалось, ей была заказана - в школу при театре набирали трех человек при конкурсе 100 человек на место. В 1904, несмотря на то что она опоздала на экзамен, комиссия в составе В. И. Немировича-Данченко (см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович), О. Л. Книппер-Чеховой (см. КНИППЕР-ЧЕХОВА Ольга Леонардовна), Л. М. Леонидова (см. ЛЕОНИДОВ Леонид Миронович) и др. согласилась ее прослушать, и в результате по единодушному мнению талантливая пятнадцатилетняя девочка была принята.

В Художественном театре Коонен сразу стала одной из самых любимых учениц К. С. Станиславского, другом Качалова. В театре ее называли ласково Аличка. После окончания школы, ее приняли в состав труппы. Помимо выходных ролей, ей сразу поручили роль Митиль в «Синей птице» М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис) (премьера 30 сентября 1908).

Однако дальнейшая актерская карьера в театре складывалась непросто. С 1908 по 1912 она сыграла лишь несколько ролей, в основном во 2-ом составе: Верочку («Месяц в деревне» И. С. Тургенева (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), 1909), Машеньку («На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич), 1910), Марьим («Miserere» С. С. Юшкевича, осень 1910), Машу («Живой труп» Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), 21 сентября 1911). Удовлетворена она была только последней ролью. Возможно, чисто интуитивно отвергала актриса знаменитую систему Станиславского, чувствуя, что это - не ее. Вот строки из ее дневника тех лет: «Мелкое, кропотливое царапанье ролей... Работа без огня, без вдохновения, без радости, без слез». Актриса получила заманчивое предложение Г. Крэга (см. КРЭГ Генри Эдуард Гордон) отправиться в Италию, где специально для нее был бы создан театр, поскольку прозорливый режиссер считал, что актриса «умрет от одиночества и тоски» во МХТе (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР). Коонен решает уйти из театра. В письме к Немировичу-Данченко она пишет: «мне хочется искать свой собственный путь в искусстве».

Свой путь

Она поступает в Свободный театр К. А. Марджанова (см. МАРДЖАНИШВИЛИ Константин Александрович). Театр просуществовал всего один сезон. Успех у публики имели только две постановки молодого режиссера А. Я. Таирова (см. ТАИРОВ Александр Яковлевич) «Покрывало Пьеретты» А. Шницлера (см. ШНИЦЛЕР Артур) - Э. Донани (1913) и «Желтая кофта» Г. Бенримо, Д.-К. Хазлтона (1913). Когда Свободный театр закрылся, Таиров и группа актеров этих спектаклей решает создать свой театр. Основой этого театра будет вначале творческий, а потом и личный союз Таирова и Коонен. (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР)

Камерный театр (см. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР) Таирова и Коонен открылся пьесой индийского драматурга Калидасы (см. КАЛИДАСА) «Сакунтала» (25 декабря 1914). Образ обманутой чистой девушки из древних индийских мифов, созданный Коонен, произвел впечатление на критику и публику. После спектакля М. Н. Ермолова (см. ЕРМОЛОВА Мария Николаевна) подарила Коонен фотографию с надписью «Милой звездочке Алисе Георгиевне. В добрый путь».

В предреволюционный период Коонен сыграет Саломею («Саломея» О. Уайльда (см. УАЙЛЬД Оскар), 1917), Куклу («Ящик с игрушками» Дебюсси, 1917), Сюзанну («Женитьба Фигаро» Бомарше (см. БОМАРШЕ Пьер Огюстен), 1915) и др.

Мельпомена, Талия, Терпсихора...

Но свои лучшие роли актриса сыграет уже после революции. Роли Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» Э. Скриб (см. СКРИБ Эжен) - Э. Легуве, 1919) и Федры («Федра» Ж. Расина (см. РАСИН Жан), 1922), стали ключевыми в ее актерской карьере. Именно они создали ей славу талантливейшей и разноплановой актрисы и оправдали репертуарную политику Таирова, строившуюся вокруг Коонен.

В роли Федры ее сравнивали с великими французскими трагическими актрисами Сарой Бернар (см. БЕРНАР Сара) и Рашелью (см. РАШЕЛЬ). Особенно ценным для нее стало признание театрального Парижа, куда театр привез эту постановку в 1923. Искушенных парижан поразил необычный стиль спектакля и совершенная трактовка образа Федры-Коонен.

Комическую сторону таланта актрисы помогла раскрыть веселая оперетта Ш. Лекока (см. ЛЕКОК Шарль) «Жирофле-Жирофля» (1922), в которой Коонен играла двух сестер-близнецов. В этой веселой, но весьма сложной технически театральной шутке Коонен умудрялась вести две роли, весело пританцовывая и исполняя задорные арии.

В середине 1920-х гг. важное место в репертуаре актрисы заняли роли из пьес Ю. ОНила: Эбби («Любовь под вязами», 1926), Элла («Негр», 1929). В роли Эбби Коонен удалось достичь настоящего трагедийного пафоса и дать первую, признанную самим автором, трактовку этой роли.

Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского (см. ВИШНЕВСКИЙ Всеволод Витальевич) (1933), стала важным психологическим рубежом для актрисы, которой впервые довелось сыграть современницу.

Следующими ее этапными ролями стали Клеопатра («Египетские ночи» по А. Пушкину, У. Шекспиру (см. ШЕКСПИР Уильям), 1935), Мадам Бовари («Мадам Бовари» по Г. Флоберу, (см. ФЛОБЕР Гюстав) 1940), роль, которая была особенно любима актрисой, возможно, еще и потому, что Коонен являлась автором инсценировки. Этот образ своей психологической глубиной соответствовал запросам ученицы Станиславского и Таирова. За эту роль она получила награду французского посольства.

Закат

1940-е гг. стали годами заката Камерного театра. Многие пьесы не разрешались к постановке, а художественный уровень «проходных» пьес не удовлетворял ни театр, ни его ведущую актрису. Таирову все-таки удалось поставить и в этот период несколько хороших спектаклей, большинство из которых рассказывали о прошедшей войне. Коонен сыграла всего три роли, конечно, уступавшие по уровню материала ролям предыдущих лет: Эву Мийлас («Жизнь в цитадели» А. Якобсона (см. ЯКОБСОН Аугуст), 1947), Эрлин («Веер леди Уиндермир» О. Уайльда , осень 1948), актрису Привалову («Актеры» А. Васильева, Л. Эльстона, 1949).

Закрытие Камерного театра и связанная с ним смерть Таирова перевернули жизнь актрисы. Горько звучал на последнем спектакле 30 мая 1949 монолог Адриенны Лекуврер: «Театр, мое сердце не будет больше биться от волнения успеха...». Она больше не работала в профессиональных театрах, но это не означало, что она ушла из искусства. Коонен занималась художественным чтением, выступая с отрывками из своих старых спектаклей и обширными стихотворными программами, работала на радио.

На подмостках Камерного театра Коонен сыграла репертуар, о котором мечтали многие актрисы. Ее союз с Таировым был одним из самых удачных как в творческом, так и личном плане. Она нашла в нем своего режиссера, он - актрису, способную понять его искусство и воплотить его в совершенной форме.

Большой энциклопедический словарь

КООНЕН Алиса Георгиевна (1889-1974) - актриса, народная артистка России (1935). Жена А. Я. Таирова. С 1905 в МХТ. В 1914-49 в Камерном театре. Создала трагедийные образы Федры ("Федра" Ж. Расина), Адриенны Лекуврер ("Адриенна Лекуврер" О. Э. Скриба), Комиссара ("Оптимистическая трагедия" В. В. Вишневского), Эммы Бовари ("Мадам Бовари" по Г. Флоберу) и др.

Полезные сервисы

коонен, алиса георгиевна

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Алиса Георгиевна Коонен.

Алиса Георгиевна Коонен.

КООНЕН Алиса Георгиевна (1889 - 1974), актриса. С 1905 в МХТ. В 1914 - 49 в Камерном театре. Жена А.Я. Таирова, видевшего в ней идеальную актрису "синтетического театра". Обладая редкой пластичностью, музыкальностью, владея искусством поэтической декламации, Коонен играла в спектаклях различных жанров, но подлинной ее сферой были трагедия и высокая мелодрама: Саломея ("Саломея" О. Уайльда, 1917), Федра ("Федра" Ж. Расина, 1922), Эмма ("Мадам Бовари" по Г. Флоберу, 1940) и другие.

А.Г. Коонен в роли Федры.

А.Г. Коонен в роли Федры.

Полезные сервисы