Корне́ль Пьер (Corneille) (1606-1684), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов, победа гражданской доблести над личными влечениями, торжество героической воли в трагедиях «Гораций» (постановка 1640), «Цинна» (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644). Следы эстетики барокко в «Родогуне» (1647) и других трагедиях конца 40-х гг., в пьесе «Никомед» (постановка и издание 1651).
* * *
КОРНЕЛЬ Пьер - КОРНЕ́ЛЬ (Corneille) Пьер (1606-84), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов «Поэтическая смесь» (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии «Сид» (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях «Гораций» (постановка 1640), «Цинна» (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях «Мученик Полиевкт» (1643), «Смерть Помпея» (1644). Следы эстетики барокко (см. БАРОККО) в «Родогуне» (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе «Никомед» (постановка и издание 1651) и др.
* * *
КОРНЕ́ЛЬ (Corneille) Пьер (6 июня 1606, Руан - 1 октября 1684, Париж), французский драматург.
Начальный период творчества
Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628-50 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса - комедия «Мелита» - в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы «Клитандр» (1632), «Вдова» (1633), «Галерея суда» (1633), «Субретка» (1634), «Королевская площадь» (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание «подлинной трагедии» на основе трех единств - времени, места и действия. Теория «единств» пришла из Италии, а первой «правильной» трагедией во Франции стала «Софонисба» Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в «Медее», избрав уже использованный Еврипидом (см. ЕВРИПИД) и Сенекой (см. СЕНЕКА Луций Анней) сюжет, но большого успеха не снискал.
Формирование классицистской драмы
В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился «Сид» - первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение «прекрасно, как «Сид». Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро «Подвиги Сида» (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище «Сид» и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточенную полемику, которая получила название «Спор о «Сиде». Соперники Корнеля - Жан Мере и Жорж де Скюдери обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан) родилась в 18 веке: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера - он увидел в ней оправдание дуэлей. Академия вынесла весьма двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы «Сида», она осудила замысел пьесы в силу того, что «чудовищную правду» нельзя представлять на сцене.
Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 женился на дочери руанского магистрата - этот брак принес ему семерых детей. Следующие его трагедии - «Гораций» (1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (1643), «Мученик Полиевкт» (1643) - составили вместе с «Сидом» так называемую «классическую тетралогию», в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 драматург вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги «Лжец». В 1647 он перебрался вместе с семьей в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию (см. ФРАНЦУЗСКАЯ АКАДЕМИЯ).
«Трагедии второй манеры»
В этих пьесах Корнель стремился реализовать разработанную им «теорию восхищения» перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в «мрачном величии порока». Среди «трагедий второй манеры» выделяются «Родогуна» (1647) и «Никомед» (1651). Сам драматург считал лучшей своей трагедией «Родогуну». В этой пьесе явственно проявляются барочные тенденции: человек предстает жалкой песчинкой во вселенной и не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать - сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила «слабость» и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына.
Трагедии «третьей манеры»
В 1652, после провала трагедии «Пертарит» Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом «Подражания Христу» Фомы Кемпийского (см. ФОМА КЕМПИЙСКИЙ) и издав в 1660 собрание своих пьес. В 1659 он вернулся на сцену с трагедией «Эдип». Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Корнель не мог соперничать с утонченным психологизмом своего молодого соперника Расина (см. РАСИН Жан), поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к «необыкновенному» противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 была поставлена последняя трагедия Корнеля «Сурена», которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему Ришелье после выхода «Горация», выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стесненных обстоятельствах.
Корнеля по праву называют «отцом французской трагедии». Он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов - отклонений от этого типа.