Кран-ба́лка (от голл. kraanbalk), разновидность грузоподъёмного крана мостового типа, у которого таль с ручным или электрическим приводом передвигается по ездовой балке с колёсами. Грузоподъёмность до 5 т. Кран-балка на судах (так называемая катабалка) - простейший подъёмный поворотный кран для подъёма становых (носовых) якорей.
* * *
КРАН-БАЛКА - КРАН-БА́ЛКА (от голл. kraanbalk), разновидность подъемного крана (см. ПОДЪЕМНЫЙ КРАН) мостового типа, у которого тельфер (см. ТЕЛЬФЕР) передвигается по ездовой балке. Балка опирается ходовыми колесами на рельсы, которые обычно уложены на верхних полках подкрановых балок, расположенных под потолком обслуживаемого помещения, крытой площадки или участка. В некоторых конструкциях ходовые колеса опираются на нижние полки подкрановых двутавровых балок; кран-балки такой конструкции называются подвесными, или катучими. Кран-балки бывают однопролетные (ширина пролета 6-15 м) и многопролетные (до 100 м). Механизмы кран-балки приводятся в действие электродвигателем, питающимся от сети. Управление механизмами осуществляет машинист из кабины, подвешенной к ездовой балке, или с пола помещения при помощи кнопочного пульта, соединенного с механизмами кран-балки кабелем. Грузоподъемность обычно 1-5 т.
Кран-балка, или катабалка, на судах - простейший подъемный поворотный кран для подъема и спуска становых (носовых) якорей. Имеет вид изогнутой балки с блоком на конце или стрелы с укосиной. Подъем якоря осуществляют вручную или от брашпиля (см. БРАШПИЛЬ). Устанавливают одну кран-балку на баке или две по бортам бака. На парусных деревянных судах роль кран-балки выполняют два деревянных неподвижных кронштейна (балки на скулах бака), т. н. крамболы.