м.
Часть механизма для приведения вала машины во вращательное движение.
КРИВОШИ́П, кривошипа, муж. (тех.). Рычаг, служащий для приведения вала машины во вращательное движение.
КРИВОШИ́П, -а, муж. (спец.). Деталь механизма, служащая для преобразования одного вида движения в другой.
| прил. кривошипный, -ая, -ое. К. механизм.
КРИВОШИ́П -а; м. Техн. Звено кривошипного механизма, которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси.
◁ Кривоши́пный, -ая, -ое. К. механизм (механизм, преобразующий один вид движения в другой).
* * *
кривоши́п - звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа), смещённого относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
* * *
КРИВОШИП - КРИВОШИ́П, звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа), смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
КРИВОШИП - звено кривошипного механизма в виде пальца (шипа), смещенного относительно оси вращения. Палец шарнирно соединяется с ползуном (шатуном).
-а, м. тех.
Звено кривошипного механизма, которое может совершать полный оборот вокруг неподвижной оси.
кривоши́п, кривоши́пы, кривоши́па, кривоши́пов, кривоши́пу, кривоши́пам, кривоши́пом, кривоши́пами, кривоши́пе, кривоши́пах
Кривоши́пно-ползу́нный механи́зм - кривошипный механизм, в состав которого входит ползун - звено, образующее со стойкой (неподвижным звеном) поступательную кинематическую пару. Кривошипно-ползунный механизм преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или наоборот.
* * *
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ МЕХАНИЗМ - КРИВОШИ́ПНО-ПОЛЗУ́ННЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, кривошипный механизм, в состав которого входит ползун - звено, образующее со стойкой (неподвижным звеном) поступательную кинематическую пару. Кривошипно-ползунный механизм преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или наоборот.
КРИВОШИПНО-ПОЛЗУННЫЙ механизм - кривошипный механизм, в состав которого входит ползун - звено, образующее со стойкой (неподвижным звеном) поступательную кинематическую пару. Кривошипно-ползунный механизм преобразует вращательное движение в прямолинейно-поступательное или наоборот.
КРИВОШИ́П, -а, м. (спец.). Деталь механизма, служащая для преобразования одного вида движения в другой.
-ая, -ое. тех.
прил. к кривошип.
◊
кривошипный механизм
механизм, преобразующий один вид движения в другой (например, поступательный во вращательный).
кривоши́пный, кривоши́пная, кривоши́пное, кривоши́пные, кривоши́пного, кривоши́пной, кривоши́пных, кривоши́пному, кривоши́пным, кривоши́пную, кривоши́пною, кривоши́пными, кривоши́пном, кривоши́пен, кривоши́пна, кривоши́пно, кривоши́пны, кривоши́пнее, покривоши́пнее, кривоши́пней, покривоши́пней
Кривоши́пный механи́зм - преобразует один вид движения в другой (например, равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и другим звеном механизма вращательными кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные кривошипные механизмы делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространённые) и кривошипно-кулисные (см. Кулиса).
* * *
КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ - КРИВОШИ́ПНЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, механизм для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено в виде кривошипа (см. КРИВОШИП) или коленчатого вала (см. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ), связанное со стойкой и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). Кривошипные механизмы обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары. Делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях) и пространственные, четырехзвенные и многозвенные. Наиболее распространенные плоские четырехзвенные механизмы делятся на три группы: шарнирные четырехзвенные, кривошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.
Шарнирные четырехзвенные кривошипные механизмы бывают двух видов: двухкривошипный для преобразования равномерного вращения одного кривошипа в неравномерное вращение другого (частным случаем является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа на другой без изменения скорости) и кривошипно-коромысловый кривошипный механизм, преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла.
Кривошипно-ползунные механизмы преобразуют вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах и других машинах. По расположению кривошипа и ползуна различаются центральные и смещенные.
Кривошипно-кулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное или возвратно-поступательное движение кулисы (см. КУЛИСА). Кривошипные механизмы с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков.
В большинстве кривошипных механизмов имеются т. н. мертвые положения, в которых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из которых ведомый кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев. При ведущем кривошипе вблизи мертвых положений кривошипный механизм дает значительный выигрыш в силе, что используется в прессах и других рабочих машинах для получения больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов кривошипных механизмов иногда используют для привода рабочих органов некоторых машин - тестомесилок, снегопогрузчиков и других.
Кроме плоских четырехзвенных механизмов, в ряде случаев применяют плоские многозвенные, например кривошипный механизм для привода нескольких шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода главного движения поперечно-строгального станка. Пространственные четырехзвенные кривошипные механизмы используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси, перпендикулярной оси вращения кривошипа.
КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ - преобразует один вид движения в другой (напр., равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и другим звеном механизма вращательными кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные кривошипные механизмы делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространенные) и кривошипно-кулисные (см. Кулиса).