КРОВАВЫЙ НАВЕТ - обвинение евреев в использовании человеческой крови в ритуальных целях. Впервые упоминание о ритуальном убийстве встречается уже в 1 в. в полемике Иосифа Флавия с Апионом, но вплоть до 12 в. подобные обвинения носили эпизодический характер. Никаких оснований для них не существует, в частности потому, что Библия запрещает евреям употребление крови, а пищевые запреты предписывают тщательное удаление крови из мяса. Кровавые наветы варьируются в деталях, но все они обычно связаны с еврейской Пасхой, поскольку евреи обвинялись в убийстве христианских младенцев и использовании их крови для приготовления мацы (пресного хлеба, употребляемого во время Пасхи). Ни одно из обвинений такого рода не нашло подтверждения. Насчитывается более 150 подобных обвинений, из них примерно 40 в 19 в. и около 20 в 20 в.
кровавый навет
Энциклопедия Кольера
Гуманитарный словарь
КРОВА́ВЫЙ НАВЕ́Т - обвинение иноконфессионального меньшинства в использовании в тайных ритуалах человеческих жертв, в частности, крови. В первые века н. э. жертвами К. Н. были христиане, в средние века - катары и вальденсы. Наиб. распространенный тип К. Н. - обвинение евреев в употреблении крови христианских детей для тайных ритуалов, например, для приготовления пасхальной мацы. Первый К. Н. возник в 1235 в Германии и тогда же германский император и римский папа выступили с опровержением этих обвинений как абсолютно необоснованных. Римская курия впоследствии неоднократно издавала буллы, разоблачающие К. Н., тем не менее он постоянно возникал по всей Европе вплоть до нач. 20 в. К. Н. неоднократно провоцировал еврейские погромы. Дети, якобы погибшие от рук евреев, становились источником местных культов. Аналогичные по смыслу обвинения предъявлялись евреям и в мусульманских странах. В России К. Н. возникает в 1799 (Сенненское дело). В 1817 повелением Александра I было запрещено принимать к судебному рассмотрению обвинения евреев в ритуальных убийствах, однако это повеление было нарушено в 1825 "Велижским делом", которое расследовалось под личным надзором Николая I вплоть до 1837 и закончилось оправданием подследственных. К. Н. сопровождал всю историю евреев в Рос. имп. (Тельшевское, Саратовское, Кутаисское, Таркинское дела). На всех процессах обвиняемые были оправданы. Итогом этих процессов стало знаменитое "Дело Бейлиса" (1911-13) в Киеве, в к-ром обвинямый был также оправдан.