Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

культурная автономия

Понятия лингвистики

Культурная автономия (национально-культурная автономия)

Юридический статус и вид самоуправления этнической группы, существующей в пределах государства, в котором она составляет национальное меньшинство. Предусматривает юридическое право и фактическую возможность сохранения этнокультурной идентичности:

1) право на образование на родном языке;

2) право на деятельность культурных центров;

3) проведение национальных культурных мероприятий;

4) издание национальной литературы и периодики;

5) организацию школ с преподаванием на родном языке. К.а. может предоставляться этническим группам, не имеющим государственности, крупным диаспорам.

Социолингвистика

(Национально-культурная автономия)

Юридический статус и вид самоуправления этнической группы, существующей в пределах государства, в котором она составляет этническое меньшинство. Предусматривает юридическое право и фактическую возможность сохранения групповой этнокультурной идентичности, признаваемое и охраняемое государством: право на образование на родном языке, право на деятельность культурных центров, проведение национальных культурных мероприятий, издание национальной литературы и периодики, организации школ с преподаванием на родном языке. Широко применяется в полиэтнических странах. К.а. может предоставляться автохтонным этническим группам, не имеющим государственности, собственных административно-территориальных образований, или крупным диаспорам.

Полезные сервисы

культурная автономия (национально-культурная автономия)

Лингвистические термины

Юридический статус и вид самоуправления этнической группы, существующей в пределах государства, в котором она составляет национальное меньшинство. Предусматривает юридическое право и фактическую возможность сохранения этнокультурной идентичности:

1) право на образование на родном языке;

2) право на деятельность культурных центров;

3) проведение национальных культурных мероприятий;

4) издание национальной литературы и периодики;

5) организацию школ с преподаванием на родном языке. К.а. может предоставляться этническим группам, не имеющим государственности, крупным диаспорам.

Полезные сервисы

культурная адаптация

Лингвистические термины

См.: аккультурация.

Понятия лингвистики

Социолингвистика

Полезные сервисы

культурная антропология

Энциклопедический словарь

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - КУЛЬТУ́РНАЯ АНТРОПОЛО́ГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии (см. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ), которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты различных народов.

Культурная антропология пользуется методами таких наук, как этнография, археология, история, структурная лингвистика, фольклористика, социология, философия культуры, психология, а для статистической обработки данных - современным математическим аппаратом; кроме того, были разработаны специальные методики (киносъемка, особые приемы интервью и т. п.).

Задачи, стоящие перед этой наукой, - описание существующих культур (их языка, обычаев, социальных норм, поведения и психологии и др.), культурного взаимодействия, динамики культуры, происхождение культур, углубление понимание собственной культуры Запада; в комплексе с социологией - изучение общественных институтов и их культурных функций с точки зрения динамики целого и частей, его самоорганизации и адаптации (функционализм); попытки вычленить некую структуру, лежащую в основе широкого спектра социальных явлений (структурализм (см. СТРУКТУРАЛИЗМ)), а также решение таких философских вопросов, как влияние языка на мышление, культуры на систему ценностей индивида. Сравнительная культурология, давая описание, например, систем родства или властных структур различных обществ, вырабатывает и углубляет понимание природы социальных связей и власти вообще; то же касается религии, экономики и др.

В более узком смысле, термин «культурная антропология» применяется для обозначения ведущей школы западноевропейской и особенно американской антропологии (соответствующей русской этнологии) начала и середины 20-го века (иногда пишут о «культурализме», «исторической школе»). Истоки этого научного направления были заложены Фр. Боасом (см. БОАС Франц). Наиболее известные представители культурной антропологии: Э. Сапир, А. Кребер (см. КРЕБЕР Алфред Луис), Р. Бенедикт (см. БЕНЕДИКТ Рут), М. Мид (см. МИД Маргарет), М. Херсковиц. На ее формирование оказали влияние психология (психоанализ), философия истории и, прежде всего, эмпирические исследования Боаса и его учеников. Боас представлял себе эту дисциплину как описательное, сравнительное изучение культур народов, прежде всего не имеющих письменности. Постепенно в ней наметилось подразделение на специфические области: этнолингвистика, проблема аккультурации (восприятия культуры), изучение вопроса о базовой личности, этномузиология, изучение примитивного искусства и т. п. В рамках культурной антропологии культура рассматривается в ее целостности, как набор характерных черт любого общества, позволяющих отличить его от других, которые могут находиться на сходной ступени развития, существовать в похожих природных условиях, иметь ту же религию или такие же политические институты. Культурные особенности как бы упорядочиваются, группируются вокруг остова, состоящего из системы ценностей и преобладающих доминант. Сопоставимые и подобные друг другу элементы культуры формируют паттерны (конфигурации, модели), которые определяют поведение и мышление. Этот поведенческий комплекс передается из поколения в поколение посредством образования, подражания и приспособления к существованию в определенном социальном окружении. Таким образом, культура предстает как самая основа функционирования общества. Изучая различные аспекты культуры, начиная с моторики (организации движений) и кончая идеями, нормами поведения и обычаями, которые усваиваются путем научения, культурная антропология ставит перед собой задачу интерпретации социо-культурных различий, определения той особенной окраски, которая характеризует поведение и жизненные ориентиры каждого общества.

Одной из основных черт, характеризующих философскую основу культурной антропологии, является отрицание эволюционизма (партикуляризм). В антропологии 19 века преобладало сформированное еще Просвещением (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)) убеждение в поступательном движении прогресса, в том, что каждое общество в своем развитии должно проходить определенные ступени (фазы). Разные философские системы выделяли такие ступени, как дикость-варварство-цивилизованность; племенное-рабовладельческое-феодальное-капиталистическое-коммунистическое общество; язычество-монотеизм и др. Начиная с работ Фр. Боаса, это представление начало отступать в пользу признания уникального пути каждой культуры и видения каждой культуры как уже имеющей все присущее ей развитие. (Этот подход не исключает деления обществ на «примитивные» и сложные).

Вторая характерная черта культурной антропологии - ярко выраженный культурный релятивизм, то есть вытекающее из требования научной объективности стремление освободиться от этноцентризма, воздерживаться от оценок, от субъективных интерпретаций, рассматривать явления чужой культуры с точки зрения ее самой, «вживаться» в исследуемую культуру и т. п.

Третья характеристика культурной антропологии - особое внимание, которое придается исследованию вопроса о взаимоотношениях между культурой и личностью. В формировании индивидуальной личности определяющая роль отводится социальной среде, при этом «выносятся за скобки» все иные факторы индивидуального существования: биологическая предрасположенность каждого конкретного человека, свободный выбор индивида, общечеловеческие структуры сознания и ценности и т.п. Таким образом, структура личности зависит от той системы ценностей, которая является преобладающей в обществе; любой индивидуум обладает поведенческими моделями и мыслительными схемами своего общества. Э. Сапир, заостряя внимание на символическом смысле культурного поведения, рассматривает его в качестве некоего языка. Все члены данного общества понимают (чаще неосознанно) знаковую сущность культурных поступков. Культуру Сапир определяет как стиль взаимодействия между индивидуумами.

Одна из важных проблем, поднятых культурализмом, - проблема культурной целостности, или, другими словами, внутреннего соответствия между культурными нормами. Р. Бенедикт указывает на интеграцию по принципу «тематического единства», т. е. взаимной ориентации в одном направлении различных элементов культуры. Например, общество индейцев Зуньи во всех смыслах характеризуется единым духом; это дух умеренности, разумности, консерватизма. В системе ценностей соседних индейцев прерий высокую оценку получают, напротив, эмоциональная необузданность, агрессивность. Первый тип Бенедикт называет аполлоническим, второй - дионисийским. Эти разные по духу культуры одинаково жизнеспособны, в то время как все культуры, в которых различные проявления не упорядочены таким лежащим в их основе единым принципом, оставляют впечатление или бедности, или того, что они находятся на пути к распаду. Американский антрополог Р. Редфилд описывает т. н. «коннотативную взаимозависимость», или вторичную связь между разнородными элементами: напр., у индейцев юкатек (Мексика) после прихода христианских миссионеров возникли позднейшие сказания о покровительстве, которое оказывают христианские святые местным животным. Подобные механизмы действуют и в других культурах.

Полезные сервисы

культурная борьба

Сборник слов и иносказаний

культурная борьба -

культуркампф (культурная борьба)

Борьба (неудачная) - прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма - против притязания католического духовенства. (Слово Рихтера.)

Ср. Kulturkampf.

Ср. Ich wollte damals (1873) konstatiren, dass es sich (im Kampf des Staates gegen die katholische Kirche) nicht um einen religiösen Kampf handle, nicht um einen konfessionellen Kampf, sondern dass hier ein höherer die ganze Kultur betreffender Kampf vorliege.

Virchow 1876. 16. Oct. in Magdeburg.

В борьбе государства против католической церкви речь идет не о религиозной, конфессиональной борьбе. Эта борьба выше, она касается всей культуры. Вирхов тут же высказал, что он первый употребил это слово; но выражение Kulturkampf до Вирхова встречается раньше.

Ср. Lassalle. Demokrat. Stud. (Gotthold Ephraim Lessing. 2, 505.)

Полезные сервисы

культурная инициатива

Большой энциклопедический словарь

"КУЛЬТУРНАЯ ИНИЦИАТИВА" (фонд Сороса) - международный благотворительный фонд, учрежден в 1988 американским предпринимателем Дж. Соросом, российскими государственными и общественными организациями. Финансируется Соросом; осуществляет гуманитарные программы и проекты; оказывает финансовую поддержку исследовательской и издательской деятельности (гранты, стипендии и др.). Приоритетные направления: наука, культура, образование. Местопребывание - Москва.

Полезные сервисы

культурная ниша

Поговорки

Публ. Среда или место, где сохраняются культурные традиции. Мокиенко 2003, 64.

Полезные сервисы

культурная революция

Гуманитарный словарь

КУЛЬТУ́РНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ - составная ч. социалистич. стр-ва, создание социалистич. культуры, ликвидация "культ. монополии буржуазии и дворянства". Сам термин "К. Р." впервые использован В. И. Лениным в работе "О кооперации" (1923). К. Р. должна была, с одной стороны, приобщить рабочих и крестьян к той ч. мировой культуры, к-рая считалась приемлемой с т. зр. коммунистич. идеологии, а с др. - выработать новую "социалистич. культуру", перевоспитать ст. "бурж. интеллигенцию и воспитать новую, "социалистич."", преодолеть ст. идеологию и утвердить марксистско-ленинскую, создать социалистич. лит-ру и пр. Нек-рые радик. меры, предпринятые в рамках К. Р., имели очевидный положит. эффект. Так, проведение кампании ликбеза, создание сети б-к, клубов, музеев и т. п. способствовало повышению общеобразоват. уровня нас. СССР, подготовило успехи сов. науки и техники. В то же время проводилась интенсивная "промывка мозгов", насаждение коммунистич. культа. С кон. 1960-70-х гг. выражение "К. Р." ассоциируется прежде всего с кампанией, проводившейся в Китае.

Д. Моор. Карикатура «Перерегистрация святых» («Крокодил». 1922)

Д. Моор. Карикатура «Перерегистрация святых» («Крокодил». 1922)

Полезные сервисы

культурная тусовка

Поговорки

Жарг. шк. Шутл.-ирон. Общешкольное мероприятие, утренник. ВМН 2003, 136.

Полезные сервисы