КЮИ́ Цезарь Ант. (1835-1918) - рус. композитор, муз. критик, инж.-фортификатор, ген.-майор. Сын учителя-француза, жившего в России. Закончил в 1857 Петерб. воен. инж. уч-ще (Николаевская академия), где и был оставлен в качестве преподавателя (с 1878 - адъюнкт-проф., с 1880 - проф., с 1891 - засл. проф.). К. был признанным авторитетом в обл. фортификации, его науч. и инж. тр. получили признание в среде военных ("Атака и оборона современных крепостей", 1881; "Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей", 1884; "Краткий исторический очерк долговременной фортификации", 1889 и "Краткий учебник полевой фортификации", 7-е изд., 1894). Во время командировки на т-р воен. действий в период рус.-тур. войны написал "Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий в Европейской Турции", к-рые были переведены на осн. европ. языки.
Однако К. б. изв. как композитор. Серьезные занятия музыкой начал еще во время обучения в Виленской г-зии, прослушав курс теории композиции у С. Монюшко. Впервые как о композиторе К. заявил о себе в 1859 на концертах Рус. муз. об-ва. Большое влияние на его становление в качестве автора муз. произв. сыграло знакомство с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, В. Стасовым и его участие в деят-ности муз. кружка "Могучая кучка". Однако, в отличие от др. чл. этого кружка, К. не тяготел к рус. нар. мелодии. Его музыка носила характер общеевропейский. К. - автор 14 опер, к-рые на протяжении 2-й пол. 19 в. ставились на сцене Мариинского т-ра и Клуба художников. Среди них - "Вильям Ратклиф" (1869), "Анджело" (1875), "Сын мандарина" (1889), "Сарацин" (1898), "Капитанская дочка" (1909). В 1893 опера К. "Флибустьер" прозвучала в Париже в Т-ре комической оперы. К. был изв. современникам как автор оркестровых произв., камерной музыки, муз. миниатюр, особый успех ему принесли романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Толстого и др. и концерты для скрипки.
В 60-80-е гг. 19 в. К. выступает в качестве муз. критика на страницах рус. периодич. печати: "С.-Петербургских ведомостей", "Нового времени", "Музыкального обозрения" и др. Он отстаивает концепцию "Новой русской школы", выступая против "академизма" в музыке. Рузультатом признания заслуг К. в обл. муз. культуры было его избрание президентом Петерб. отделения имп. Рус. муз. об-ва, к-рое он возглавлял на протяжении 7 лет до 1904.
Ц. А. Кюи