Лавро́вский Леонид Михайлович - настоящая фамилия Иванов (1905-1967), балетмейстер, народный артист СССР (1965). С 1922 артист, в 1938-44 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, в 1944-64 главный балетмейстер Большого театра. Среди постановок: «Кавказский пленник» Б. В. Асафьева (1938), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1940), «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова (1960), «Ночной город» Б. Бартока (1961). Возобновил «Жизель» А. Адана в собственной редакции (1944). В 1964-67 художественный руководитель Московского хореографического училища. Организовал первую в стране труппу «Балет на льду» (1959). Профессор ГИТИСа (с 1952). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).
* * *
ЛАВРОВСКИЙ Леонид Михайлович - ЛАВРО́ВСКИЙ Леонид Михайлович (наст. фамилия Иванов) [5 (18) июня 1905, Петербург - 27 ноября 1967, Париж, похоронен в Москве], российский балетмейстер, танцовщик, педагог. Народный артист СССР (1965). Государственная премия СССР (1946, 1947, 1950).
В 1922 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагог В.И. Пономарев). В 1922-35 солист Ленинградского театра оперы и балета. Среди партий: Альберт («Жизель» А. Адана), Актер («Пламя Парижа» Б.В. Асафьева), Дезире («Спящая красавица» П.И. Чайковского), Зигфрид («Лебединое озеро» П.И. Чайковского). Одновременно с исполнительским творчеством с 1927 начал балетмейстерскую деятельность. Среди первых постановок - «Симфонические этюды» и «Шуманиана» на музыку Р. Шумана (обе 1929), «Испанское каприччио» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, (1934; все - в Ленинградском Малом оперном театре). В первых же балетах сразу выявилась индивидуальность Лавровского-балетмейстера, стремящегося к драматической экспрессии, углублению психологизма действующих лиц, к слиянию танца и пантомимы. В 1935-38 художественный руководитель балетной труппы Ленинградского Малого оперного театра, где поставил балет «Кавказский пленник» Б.В. Асафьева (1938). В 1940 для ленинградской сцены создает свое самое значительное хореографическое произведение - «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, ставшее итогом и вершиной поисков советского балета 1930-х гг. (В 1946 балет перенесен в Большой театр и экранизирован в 1955). Этот спектакль вошел в историю мирового балетного театра как одно из лучших воплощений шекспировской темы. В смелых сочетаниях различных форм танца, в динамичном чередовании драматически-напряженных массовых народных сцен и действенных лирических дуэтов хореограф раскрыл драматические судьбы шекспировских героев.
В 1944-64 (с небольшими перерывами) Лавровский - главный балетмейстер Большого театра, где поставил балеты: «Раймонда» А.К. Глазунова (1945), «Красный мак» Р.М. Глиэра, «Вальпургиева ночь» на музыку Ш. Гуно (1949), «Фадетта» на музыку Л. Делиба (1952), «Сказ о каменном цветке» С.С. Прокофьева (1954), «Паганини» на музыку С.В. Рахманинова (1960), «Ночной город» на музыку Б. Бартока, «Страницы жизни» А.М. Баланчивадзе (оба 1961). Создал новую редакцию балетов «Жизель» А. Адана (1944) и «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (1946). Лавровский - организатор первой в стране труппы «Балет на льду» (1959), где поставил «Зимнюю фантазию» (1959) и «Снежную симфонию» (1961). Ставил свои балеты в Финляндии, Венгрии, Югославии.
В 1948-67 преподавал в ГИТИСе (ныне РАТИ (см. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА)), где вел курс «Искусство балетмейстера». В 1964-67 художественный руководитель Московского хореографического училища.