Лансере Евгений Евгеньевич - I
(1875-1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член «Мира искусства». Книжная графика («Хаджи-Мурат» Л. Н. Толстого, 1912-41), исторические композиции (серия «Трофеи русского оружия», 1942), монументально-декоративные росписи сочетают декоративность с предметной конкретностью и исторической точностью образов. Государственная премия СССР (1943).
II
(1907-1988), живописец и график. Сын Е. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно с отцом), Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940-50-е гг.), книжная графика (серия альбомов «Памятники русского зодчества» и др.), портреты, пейзажи продолжают художественные традиции семьи Лансере.
* * *
ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - ЛАНСЕРЕ́ Евгений Евгеньевич [23 августа (4 сентября) 1875, Павловск - 13 сентября 1946, Москва], российский художник, один из крупных мастеров модерна, органично продолживший в советский период традиции «Мира искусства».
Поэзия и политика
Родился в семье скульптора Е. А. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович). Учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1892-95), а также в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895-98). До революции жил в Павловске и Петербурге. Был членом объединения «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», ярко выражая свойственные этому обществу историко-ретроспективные настроения и увлеченность русским 18 веком.
Получил известность, прежде всего, своими книжно-иллюстративными работами, по сути маленькими картинами в смешанной технике, создававшимися по заказу издателя (циклы: «Царская и императорская охота на Руси», 1902; «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны», 1910); эти произведения выделяются своей мажорно-поэтической по настроению исторической стилизацией, тонко учитывающей особенности быта минувших эпох. Те же черты свойственны и его сценографии (оформление спектаклей петербургского Старинного театра Н. Н. Евреинова (см. ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич), 1908-12). Лучший книжный цикл Лансере - иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого (1912-15), где талант мастера достигает подлинного драматизма, в высшей степени созвучного тексту повести; замечательны здесь и образы кавказской природы. В целом неоклассические тенденции русского модерна получили в его творчестве этих лет весьма живописное и в то же время изысканно-детализованное по рисунку и композиции выражение.
Симпатизируя русскому «веку Просвещения» с его барочно-классицистическими красотами, Лансере, как и многие другие «мирискусники», крайне критически относился к современному ему монархическому строю. Эта позиция резко и саркастично проявилась в годы революции 1905-08 годов в сатирической графике для журналов «Жупел», «Зритель» и «Адская почта» (последний журнал Лансере даже и сам издавал). Однако Октябрьской революции он сперва не принял и в 1918-19 сотрудничал как художник в ОСВАГе (информбюро армии А. И. Деникина), создавая злые антибольшевистские плакаты.
В 1920-34 жил и работал в Тбилиси, осваивая в картинах новую, историко-революционную тематику (близкий под духу к «Хаджи-Мурату» триптих «Красные партизаны Дагестана спускаются с гор на защиту советской власти», 1929-31).
Советская неоклассика
В 1934 переселился в Москву. Официально поощрявшийся переход от авангардизма 1920-х к «классическим ценностям» способствовал его успеху. Лансере продолжил и обновил некоторые из самых значительных своих прежних начинаний, завершив работу над иллюстрациями к «Казакам» Л. Н. Толстого (1937), а также над росписями Казанского вокзала в Москве (1933-34, 1945-46), в обоих случаях заказанными ему еще до революции.
Эти росписи (наряду с плафоном гостиницы «Москва», 1937) принадлежат к самым значительным образцам советской настенной живописи: свойственная еще модерну любовь к фигурам-персонификациям (не просто изображающим какие-то типажи, а олицетворяющим «Победу», «Мир», «Труд»), умение тонко рассчитать цветовые акценты и видовые ракурсы, перенеся в современность опыт старых живописцев, - все это соединилось с соцреалистическими идейными программами без всякой вульгаризации и натужности. Лансере по сути продолжал жить в мире старинной красоты, лишь добавляя к ней советскую атрибутику. В 1942 исполнил гуашью героико-патриотическую станковую серию «Трофеи русского оружия».
В 1943 был удостоен Сталинской премии по сумме творчества. Оставил о себе память и как замечательный педагог (преподавал в Тбилисской академии художеств и Московском архитектурном институте).