Ларошфуко́ Франсуа де (La Rochefoucauld) (1613-1680), герцог, французский писатель-моралист. Участник Фронды (общественное движение 1648-53 против абсолютизма). В «Мемуарах» (1662) даны нелицеприятные портреты представителей королевской власти и единомышленников-фрондёров. В «Максимах» (1665) в афористической форме передал итоги наблюдений над природой человека, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных побуждений.
* * *
ЛАРОШФУКО Франсуа де - ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613-80), французский писатель-моралист. В «Мемуарах» (1662) и «Максимах» (1665) в афористичной форме переданы философские итоги наблюдений над природой человеческого характера.
* * *
ЛАРОШФУКО́ (La Rochefoucauld) Франсуа, герцог де (15 сентября 1613, Париж - 17 марта 1680, там же), французский писатель.
Сторонник Фронды
Ларошфуко принадлежал к древнему роду из Пуату и после смерти отца в 1653 унаследовал герцогский титул (до того он носил титул принца де Марсийяк). Детские годы он провел в Ангулеме, но после женитьбы (в 15-летнем возрасте) перебрался в Париж, где принял участие в интригах и сражениях, связанных с направленным против кардинала Мазарини (см. МАЗАРИНИ Джулио) движением Фронды (см. ФРОНДА). В битве у Сен-Антуанских ворот 2 июля 1652 Ларошфуко получил тяжелую огнестрельную рану, из-за которой едва не лишился зрения. Политические и военные перипетии этого бурного времени вызвали у него глубокое разочарование, поскольку он пришел к выводу, что подавляющая часть фрондеров стремится только к личной выгоде. В 1662 появились его «Мемуары» (полностью были опубликованы в 1817), написанные «в праздности, вызванной опалой». Эта книга дает яркую картину эпохи: Ларошфуко в присущей ему беспристрастной манере рассказывает о своей не слишком удачной роли в событиях Фронды, а также описывает известных людей того времени - Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан), Мазарини, Анну Австрийскую (см. АННА Австрийская (1601-1666)), герцога де Бофора, аббата Гонди, герцогиню де Лонгвиль и многих других.
Снова в Париже
В конце 1650-х годов Ларошфуко разрешили вернуться в Париж: он был полностью прощен и обласкан королем, но старался как можно реже бывать при дворе. Островками «частной жизни» в это время являлись салоны, игравшие очень важную роль в духовной жизни Франции 17 века. Ларошфуко отличался влюбчивым нравом и был в близких отношениях с самыми выдающимися женщинами своей эпохи: последней оказалась связь с мадам де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен), в обществе которой он провел остаток жизни. В ее салоне одной из любимейших игр было составление афоризмов на заданную тему, причем наибольший интерес вызывал анализ «механизма человеческого сердца». Благодаря этим светским забавам появилось на свет главное произведение Ларошфуко - «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665). Над составлением своего сборника писатель работал постоянно, добавляя или, наоборот, исключая некоторые изречения: в последнем прижизненном издании (1678) насчитывается уже 504 фразы, тогда как первоначально их было 188. Жанр афоризма идеально соответствовал канонам господствующей тогда эстетики классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ): находясь вне связи с прошлым и будущим, он был обращен к вечности и выражал то, что всегда присуще человеку. Совершенствуя свои «Максимы», Ларошфуко добивался максимальной универсализации, убирая из книги все, что было связано с конкретными историческими событиями - в частности, с Фрондой.
«Лица» и «маски»
Писатель считал, что главной пружиной человеческих поступков являются себялюбие и расчет («интерес»). Сама по себе эта мысль не была оригинальной, но в «Максимах» она иллюстрируется с непревзойденным мастерством в безупречных по изяществу и лаконизму фразах. В основе афоризмов Ларошфуко почти всегда лежит парадокс, и не случайно в качестве эпиграфа он избрал изречение: «Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки». Противоречие между видимостью и сутью было одной из центральных проблем философии и этики 17 века. У Ларошфуко это становится проблемой «лица» и «маски», причем маска далеко не всегда представляет собой сознательное лицемерие: люди вынуждены носить личину и казаться не тем, чем они являются на самом деле, ибо этого требует от них жизнь в обществе. В результате человек начинает притворяться не только перед другими, но и перед самим собой, причем отделить одно от другого иногда просто невозможно - на выявлении этого противоречия строятся многие афоризмы Ларошфуко. Однако его язвительная ирония всегда имела под собой твердую нравственную основу: беспощадные психологические наблюдения не допускали никакой зыбкости моральных оценок. Современники воспринимали «Максимы» по-разному: одни полагали, что Ларошфуко неправомерно распространил свой горький опыт на весь человеческий род, тогда как другие восхищались глубиной проникновения в тайники человеческого сердца.