Легра́н Мишель (Legrand) (р. 1932), французский композитор, дирижёр, джазовый пианист. Ученик Н. Буланже. В 50-х гг. работал в США. Музыка к фильмам-мюзиклам («Шербурские зонтики», 1963; «Девушки из Рошфора», 1967), другим кинофильмам (свыше 30), песни и др.
* * *
ЛЕГРАН Мишель - ЛЕГРА́Н (Legrand) Мишель (р.24 февраля 1932, Париж), французский композитор, пианист, руководитель оркестра, аранжировщик и вокалист.
Успех с первых шагов
Родился в семье музыкантов (отец - дирижер и кинокомпозитор, сестра - Кристин Легран (см. ЛЕГРАН Кристин) - певица, известная своим участием в знаменитых вокальных ансамблях Swingle Singers и Double Six Of Paris). Музыкальное образование получил в Парижской консерватории (у Нади Буланже - по классу композиции). Руководил студенческой вокальной группой. Первые шаги на профессиональном поприще сделал в 1951, написав ряд произведений и аранжировок по заказу отца, затем аранжировал и сочинял музыку для целого ряда французских эстрадных шансонье (см. ШАНСОНЬЕ). В дальнейшем возглавил собственный оркестр, сочетавший ориентацию на отечественную популярную музыку с исполнением современного джазового репертуара. Успешный дебют этого оркестра во Франции принес Леграну международную известность и высокую оценку его деятельности ведущими джазовыми (см. ДЖАЗ) музыкантами и критиками. Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи) первым из американских джазменов заказал ему аранжировки для своего джаз-бэнда. Легран был приглашен в Нью-Йорк, где работал как аранжировщик и выступал как пианист с такими звездами американского джаза, как Майлс Дэвис (см. ДЭВИС Майлз), Бен Уэбстер (см. УЭБСТЕР Бен), Джон Колтрейн (см. КОЛТРЕЙН Джон), Билл Эванс (с ним записан альбом Legrand Jazz, 1958), Шелли Мэнн. Впоследствии он участвовал в концертах и записях Стэна Гетца (1969), певицы Сары Воан (1972), Фила Вудса (1973, 1975, гастролировал с ним в США и Англии).
Работа в кино
В 1953 Легран начал создавать музыку для кино, причем эта сфера его творчества помогла ему реализовать самые разные стороны своего дарования и как джазового музыканта, и как композитора-симфониста, и как автора ярких, обаятельных лирических песенных мелодий. Огромный резонанс имели у массовой аудитории такие фильмы с музыкой Леграна, как «Лола», «Клио с 5 до 7», My Life To Live). В 1964 высшей награды во всех номинациях был удостоен киномюзикл «Шербурские зонтики». Премию Оскара (см. ОСКАР (в кино)) получил и музыкальный фильм «Девушки из Рошфора» (1968). С конца 1960-х Легран стал постоянным автором музыки для английского и американского кино (среди наиболее успешных его работ - фильм The Thomas Crown Affair, отмечен высшими наградами в 1968). В 1970-е и 1980-е Легран плодотворно продолжал работать в сфере киномузыки (The Go-Between, Wuthering Heights, Summer Of 42 - еще один «Оскар», Lady Sings The Blues, One Is A Lonely Number, The Three Musketeers, Yentl с Барброй Стрейзанд (см. СТРЕЙЗАНД Барбра) -1983, Secret Places с Шоном Коннери (см. КОННЕРИ Шон) в роли Джеймса Бонда) и др. В 1991 Легран вновь обратился к джазу, создав партитуру для фильма Dingo (совместно с М. Дэйвисом). Как пианист-аккомпаниатор и бэндлидер (см. БЭНДЛИДЕР) Легран осуществил грамзаписи с известными певцами Фрэнки Лэйном и Джонни Матисом, соул-звездой Аретой Фрэнклин (см. ФРЭНКЛИН Арета), джазовыми инструменталистами Дж. Кливлендом, М. Дэйвисом, Джином Куиллом, Дж. Колтрэйном, Б. Уэбстером, Артуро Сандовалом, Роном Картером и др., с вокальной группой Blue Stars, скрипачом Стефаном Граппелли.
Вклад Леграна
Уникальный мелодический дар, импрессионистическая красочность гармонических красок, изысканная тембровая палитра оркестрового письма, совершенное владение современными методами композиции позволили многим экспертам и критикам поставить Леграна в один ряд с Эллингтоном (см. ЭЛЛИНГТОН Дюк), Равелем (см. РАВЕЛЬ Морис), Стравинским (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), Гершвином (см. ГЕРШВИН Джордж) и другими выдающимися представителями музыкальной культуры 20 века. По праву его считают и одним из наиболее разносторонних композиторов-полистилистов. В его произведениях нередко соприкасаются и причудливо переплетаются традиции рэгтайма (см. РЕГТАЙМ) и барокко, испанского фламенко (см. КАНТЕ ФЛАМЕНКО) и фанк (см. ФАНК)-рока, строгой полифонии и песенной лирики современных шансонье, оркестрового свинга (см. СВИНГ) и французской романтической оперы. Огромен его вклад в развитие французской популярной и джазовой музыки, но также и в укрепление интернациональных творческих контактов между музыкантами, в мировой интеграционный культурный процесс. Особенно примечательна «объединительная» роль Леграна как бэндлидера (см. БЭНДЛИДЕР). В составе его оркестров и в комбо вместе с ним и французскими джазменами выступали многие именитые американские джазовые музыканты. Одним из первых в Европе Легран подтвердил существование самобытного отечественного джаза, способного не только конкурировать с американским, но и оказывать на него влияние, служить для него источником свежих идей и стимулов к обновлению.