Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

линь (рыба)

Энциклопедический словарь

ЛИНЬ (рыба) - ЛИНЬ (Tinca tinca), единственный вид одноименного рода рыб семейства карповых. Длина до 60 см, масса до 7,5 кг. Толстое, широкое тело покрыто плотно сидящей мелкой чешуей, на голове маленькие ярко-красные глаза. Рот очень маленький, в углах по короткому усику. Глоточные зубы однорядные. Окраска линя зависит от цвета воды водоема; в реках и чистых озерах всегда желтее, нежели в тенистых прудах. Название от слова линять, так как линь, вынутый из воды, сразу меняет окраску.

Линь распространен в пресных водоемах Европы (кроме рек бассейна Северного Ледовитого океана) и Азии, в том числе в бассейнах Оби и Енисея. Обычно держится в одиночку. Перед зимовкой собирается в стаи и зимует в глубоких местах, иногда зарывается в ил. Рыба питается мелкими бентическими беспозвоночными. Впервые начинает метать икру в возрасте 3-4 лет.

Линь нерестится в июне-июле при температуре 19-20 °С, откладывая икру на стебли растений. Нерест порционный и продолжается 1,5-2 месяца. Объект промысла и разведения.

Полезные сервисы

линь (трос)

Энциклопедический словарь

ЛИНЬ (трос) - ЛИНЬ (нидерл. lijn), судовой трос из высококачественной пеньки (длина окружности сечения менее 25 мм) для оснастки, такелажных (см. ТАКЕЛАЖ) работ и т. д.

Полезные сервисы

линь 1

Толковый словарь Ожегова

ЛИНЬ 1, -я́, м. Пресноводная рыба сем. карповых с широким и толстым слизистым телом.

Полезные сервисы

линь 2

Толковый словарь Ожегова

ЛИНЬ 2, -я́, м. (спец.). Пеньковый трос для корабельных снастей, для такелажных работ.

Полезные сервисы

линь бяо

Энциклопедический словарь

ЛИНЬ БЯО - ЛИНЬ БЯ́О (1907-71), китайский военный и политический деятель.

Был близким сподвижником Мао Цзэдуна (см. МАО ЦЗЭДУН) в борьбе с Чан Кайши (см. ЧАН КАЙШИ), фактически руководил армией. С 1959 министр обороны КНР. В 1966 активно помогал Мао Цзэдуну в развертывании «культурной революции», а с 1969 стал рассматриваться как преемник Мао. По официальной версии, пытался произвести военный переворот и погиб в результате авиационной катастрофы на территории Монголии, когда после открытия заговора направлялся в Москву. После его смерти была развернута широкая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция».

Энциклопедия Кольера

ЛИНЬ БЯО (1907-1971), китайский военный и политический деятель. Родился в деревне уезда Хуанган (провинция Хубэй) в 1907. Подлинное его имя Юй Жун, но во время учебы в военной школе Гоминьдана в Вампу он сменил его на Линь Бяо (тигровая кошка). В 1927 начал службу в гоминьдановской армии командиром взвода, затем роты. После антикоммунистической кампании, организованной в 1927 Чан Кайши, Линь Бяо участвовал в создании отрядов Красной армии в провинции Цзянси. В 1934-1935, после того как националисты взяли эту провинцию в кольцо, Линь Бяо встал во главе авангарда коммунистических войск, осуществлявших "Великий поход" в Яньань. В 1937, в ходе первых победных сражений объединенных войск Гоминьдана и Красной армии с японцами, Линь Бяо был тяжело ранен. В 1946, после возобновления военных действий между Гоминданом и коммунистами, Линь Бяо одержал ряд важных побед в Маньчжурии, овладел Пекином и отбросил войска националистов к южному побережью страны. Ухудшившееся здоровье помешало его продвижению в начале 1950-х годов, однако в 1954 он получил пост заместителя премьера в китайском правительстве, а в 1959 стал министром обороны КНР. В 1966 активно помогал Мао Цзэдуну в развертывании "культурной революции", а в 1969 стал рассматриваться как преемник Мао. В 1971 правительство КНР сообщило о смерти Линь Бяо, которая, по официальной версии, последовала в результате авиационной катастрофы на территории МНР 12 сентября 1971, когда Линь, после неудавшегося военного переворота, направлялся в Советский Союз.

Полезные сервисы

линь де батай

Словарь галлицизмов русского языка

ЛИНЬ ДЕ БАТАЙ * ligne de bataille. Боевой строй. Линея дебаталии соединенных флотов которыя под высокою его царскаго величества всеросийскаго командою обретаются. Из названия ведомости 1716 г. Битовт 31.

Полезные сервисы

линь де дефанс

Словарь галлицизмов русского языка

ЛИНЬ ДЕ ДЕФАНС * ligne de défense. Линея дефензи или дефенс линея, защитная или оборонная есть линея проведенная от шпиц бастиона до супротивнаго угла фланка. 1777. Кург. Инж. сл.

Полезные сервисы

линь де кондюит

Словарь галлицизмов русского языка

ЛИНЬ ДЕ КОНДЮИТ * ligne de conduite. Линия поведения, т. е. чей-л. образ действия. - Начертав себе эту ligne de conduite, я, к сожалению, сам не удержался на ней. Я был усерден и предан более, чем требовалось. Салт. Благонамерен. речи. // 20-11 89. Уменье распознать среди мириады путей единственно целесообразную ..ligne de conduite. Е. Тарле Социология. // ВЕ 1902 10 450. Павлов говорил, что кадеты выпустили уже свою программу и свою ligne de conduite. 1. 4. 1906. Богданович . // Б. 380. Во многих отношениях он <в. с. Соловьев> .. сохранял самостоятельность взглядов и то, что французы называют ligne de conduite. 27. 5. 1915. А. Ф. Кони - С. М. Лукьянову. // РОА 2-3 406.

Полезные сервисы

линь по дну, а щука по верху

Пословицы и поговорки Даль

Линь по дну, а щука по верху.

См. УЧЕНЬЕ - НАУКА

Полезные сервисы

линь цзэсюй

Энциклопедический словарь

Линь Цзэсю́й (1785-1850), китайский государственный деятель. Накануне англо-китайской войны 1840-42 боролся с англо-американской торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна.

* * *

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ - ЛИНЬ ЦЗЭСЮ́Й (1785-1850), китайский государственный деятель. Накануне англо-китайской войны 1840-42 боролся с англо-американской торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна.

Большой энциклопедический словарь

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ (1785-1850) - китайский государственный деятель. Накануне англо-китайской войны 1840-42 боролся с англо-американской торговлей опиумом в Китае. Во время войны руководил обороной Гуандуна.

Энциклопедия Кольера

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

ЛИНЬ ЦЗЭСЮЙ

Линь Вэньчжун, китайский государственный деятель, мыслитель, ученый, литератор и каллиграф. Родился в помещичьей семье 30 августа 1785 в уезде Хоугуань провинции Фуцзянь, в 1811 получил высшую ученую степень цзиньши, был принят в академию Ханьлинь. С 1820, находясь на государственной службе, занимал высокие административные посты. В 1838, будучи наместником южных провинций Хунань и Хубэй, начал активную борьбу с практикой курения опиума в опиумной торговлей, основанной на английском импорте. После его докладов двору указом 31 декабря 1838 Линь Цзэсюй был назначен императорским комиссаром и командующим военно-морскими силами в приморскую провинцию Гуандун, где развернул успешную деятельность, в ходе которой обращался с посланиями к английской королеве Виктории, предлагая запретить наркотик на землях Британской империи (1839, 1840). После начала первой "опиумной" войны (1840-1842) он как сторонник самых решительных мер против англичан и наиболее раздражавшее их лицо был смещен со всех занимаемых им постов, а в 1842 отправлен в далекую от побережья область Синьцзян. В 1845 Линь Цзэсюй был вновь привлечен к государственной службе, а в 1850 отправлен на подавление Тайпинского восстания (1850-1864), но по дороге скончался 22 ноября 1850 в Чаочжоу провинции Гуандун. После смерти ему были оказаны высокие почести: присвоен титул Вэньчжун-гун (князь Культурности и Преданности), табличка с его именем установлена в Храме прославленных чиновников (Мин хуань цы) в Юньнани (1851) и в Цзянсу (1865), в 1852 в его честь возведен специальный храм в Сиани (провинция Шэньси) и два храма посвящены ему в Фучжоу. В постимперский период в 1929 китайское правительство установило в его честь памятный мемориал и объявило 3 июня, когда Линь Цзэсюй впервые приступил к уничтожению опиума, общенациональным Днем запрета на опиум. Будучи свидетелем нарастания кризисных явлений внутри Китайского государства и ослабления его конкурентоспособности во взаимоотношениях с внешним миром, который традиционно рассматривался как "варварский", т.е. культурно менее развитый, Линь Цзэсюй стал развивать критическое направление в интеллектуально доминировавшей неоконфуцианской мысли, сформировавшееся в 18 в. во вновь воссозданную Чжуан Цуньюем (1719-1788) и Лю Фэнлу (1776-1829) "школу текстов новых письмен" (цзинь вэнь цзин сюэ). Виднейшими представителями этого направления в первой половине 19 в. помимо самого Линь Цзэсюя явились Гун Цзычжэнь (1792-1841) и Вэй Юань (1794-1856). В 1830 они организовали Сюаньнаньское поэтическое общество, распространявшее реформаторские идеи. При всем относительном радикализме их призывов к "изменению законов" (гэн фа, гай фа, бянь фа) предполагаемые нововведения все же ограничивались сферой наличной социально-политической реальности и не распространялись на стоявшие за ней основополагающие принципы (дао). Кроме того, сторонники школы стремились связать традиционную науку, в которой господствовали философия, филология и история, с общей теорией государственного управления, которую Гун Цзычжэнь называл "наукой для востока, запада, юга и севера". Будучи активным участником первой "опиумной" войны и вызвавших ее событий, стремясь дать эффективный отпор сначала экономической, а затем военной экспансии иноземцев, Линь Цзэсюй придерживался принципа, согласно которому "необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними", а также "следует научиться искусству врагов, чтобы затем подавить их". Для этого он вопреки господствовавшим изоляционистским настроениям "ежедневно заставлял людей разузнавать о делах на Западе, переводить западные книги и покупать их газеты". В итоге он создал новаторский для Китая того времени труд, основанный на западных источниках, - Сы чжоу чжи (Сведения о четырех материках, 1840), в котором были приведены данные по истории, географии, политике и праву различных стран мира. Посмертно было издано обширное собрание его социально-экономических и политико-правовых произведений - Линь Вэнь-чжун гун чжэн шу (Административные документы Линя, князя Культурности и Преданности) в 37 цзюанях. В основе взглядов Линь Цзэсюя лежала традиционная для Китая концепция мироустроительной власти императора как сына Неба. Накануне столкновения с Англией в "опиумной" войне он писал в Обращении к английской королеве (1839): "Довожу до Вашего сведения, что мой император желает мира и благоденствия как своей, так и другим странам и считает гуманность единственной основой отношений со всеми. Выгоды он готов по справедливости делить со всем миром, а зло - повсеместно искоренить. В заботе о людях он подобен Небу и Земле". Вместе с тем отраженная здесь древняя конфуцианская идея "гуманного правления" (жэнь чжэн), которую отчетливо сформулировал уже Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.), вполне сочеталась у Линь Цзэсюя с апологетикой закона о смертной казни не только за продажу, но и за курение опиума. Следуя традиционным представлениям о вселенской юрисдикции императорской власти и ее этико-ритуальной (ли2) основе, Линь Цзэсюй писал в Секретном донесении императору (1841): "Наша династия управляет Срединной империей и чужими народами, опираясь на принципы Яо и Шуня", - т.е. на канонизированные конфуцианством моральные установки этих идеальных правителей мифической древности. Однако, исходя из приоритета этико-ритуальных норм благопристойности (ли2), Линь Цзэсюй признавал и необходимость противоположной формы социальной регуляции - законов (фа1), предполагающих карательные санкции: "Люди мудрые и добродетельные всегда карали предательство и зло, опираясь на закон, ради счастья грядущих поколений". В целом взгляды Линь Цзэсюя повлияли на формирование возобладавшей во второй половине 19 в. идеологии "самоусиления" (цзы-цян) и "движение за усвоение заморских дел" (ян-у юнь-дун), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, отказ от традиционного изоляционизма, установление общепринятых в мире дипломатических отношений с иностранными государствами и выразившейся в лозунге Чжан Чжидуна (1837-1909) "Китайские учения для фундаментальной основы (ти1), западные учения для прикладного применения (юн)" (см. ТИ - ЮН), а также реформаторские построения Кан Ювэя (1858-1927) как крупнейшего представителя школы новых письмен в конце 19 - начале 20 в.

ЛИТЕРАТУРА

Избранные произведения китайских мыслителей нового времени. М., 1961 Кобзев А.И. Китай. - История политических и правовых учений XIX в. М., 1993

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994

Полезные сервисы