Лио́знова Татьяна Михайловна (р. 1924), кинорежиссёр, народная артистка СССР (1984). Фильмы: «Евдокия» (1961), «Три тополя на Плющихе» (1968), «Карнавал» (1982); телефильмы «Семнадцать мгновений весны» (12 серий, 1973), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980).
* * *
ЛИОЗНОВА Татьяна Михайловна - ЛИО́ЗНОВА Татьяна Михайловна (р. 20 июля 1924, Москва), российский кинорежиссер, сценарист. Народная артистка СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1976).
В 1949 окончила режиссерский факультет ВГИКА (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)и Т. Ф. Макаровой (см. МАКАРОВА Тамара Федоровна)).
После окончания ВГИКа некоторое время работала ассистентом режиссера на съемках фильмов своего учителя. Дебютировала в 1958, поставив фильм «Память сердца» по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, сыгравшей в этой карؐݐՠодну из главных ролей. В первой самостоятельной работе Лиозновой обозначилось ее устремление к ярким героическим характерам, к материалу равно как возвышенному, так и безусловному в своей земной реальности.
Тема подвига, высокого самопожертвования прозвучала и в картине Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), посвященной летчикам-испытателям. Отдав дань героизму, Лиознова обращается к иным мотивам и темам, но она по-прежнему увлечена крупными, эмоциональными характерами, судьбами, вписанными в контекст истории, времени. Стихия простой, обыденной жизни (по внешним параметрам), добросердечия душевной щедрости определили эмоциональную сторону фильма «Евдокия» (1961, по прозе Веры Пановой). Как и точность режиссера в выборе актеров, в частности Л. И. Хитяевой (см. ХИТЯЕВА Людмила Ивановна) (Евдокия), по-новому открывшейся в картине Лиозновой. Лирическая нота усилена в фильме «Три тополя на Плющихе» (1973), который неизменно популярен у наших зрителей уже много лет. Внешне незатейливая история любви шофера московского такси и подмосковной жительницы, приехавшей продать на рынке мясо, двоих, по сути, одиноких людей, внезапно ощутивших необходимость друг в друге, была не сыграна, а «спета» Т. В. Дорониной (см. ДОРОНИНА Татьяна Васильевна) и О. Н. Ефремовым (см. ЕФРЕМОВ Олег Николаевич). Картина действительно была схожа с народной песней о короткой встрече, которой не дано продлиться, о любви счастливой, горькой, единственной.
В 1973 Татьяна Лиознова завершила работу над двенадцатисерийным телевизионным фильмом «Семнадцать мгновений весны», ставшим одним из самых значительных произведений советского телевизионного кинематографа. Положенный в основу картины авантюрный роман Юлиана Семенова (см. СЕМЕНОВ Юлиан Семенович), в версии режиссера обрел мифологическое звучание.
Лиознова пошла на смелый эксперимент. Эпически приподнятая история советского разведчика Исаева-Штирлица была подкреплена точно и бережно подобранным материалом отечественной и зарубежной кинохроники, что придавало картине особую достоверность. «Семнадцать мгновений весны» были отмечены серьезными актерскими работами В. В. Тихонова (см. ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич), Р. Я. Плятта (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Л. С. Броневого (см. БРОНЕВОЙ Леонид Сергеевич), О. П. Табакова (см. ТАБАКОВ Олег Павлович), Е. А. Евстигнеева (см. ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович), Л. К. Дурова (см. ДУРОВ Лев Константинович) и др. Затем Лиознова снимает телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (1980) по популярной в 1970-е годы пьесе Александра Гельмана (см. ГЕЛЬМАН Александр Исаакович). Она передала в этой картине социальную напряженность, характерную для последних лет застоя. Затем режиссер опять обратилась к женской судьбе с ее прихотливыми поворотами и несбывшимися надеждами: это была яркая музыкальная картина «Карнавал»(1982) с И. В. Муравьевой (см. МУРАВЬЕВА Ирина Вадимовна) в главной роли.