- Российский дизайнер, создавший выставочный павильон СССР на Международной выставке печати в Кёльне.
лисицкий лазарь маркович
Энциклопедический словарь
Лиси́цкий Лазарь Маркович - псевдоним Эль Лисицкий (1890-1941), архитектор, художник-конструктор, график. Один из пионеров отечественного дизайна. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова и голландской группы «Стиль». Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги («Хорошо» В. В. Маяковского, 1927).
* * *
ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович - ЛИСИ́ЦКИЙ (псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941), российский архитектор, художник-конструктор, график. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова (см. АСНОВА) и нидерландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)). Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги («Хорошо!» В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) , 1927).* * *
ЛИСИ́ЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) [10 (22) 1890, станция Починок близ Смоленска - 30 декабря 1941, Москва], российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик. Один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Деятель культурного возрождения
Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Ю. М. Пэна (см. ПЭН Юрий Моисеевич) (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия (1909-14). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, после начала Первой мировой войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве (1915-16). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года - энергичный деятель национального культурного возрождения, участник и организатор выставок профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в 1917-23 книги на идише: «Пражская легенда» (М., 1917), «Козочка» (Киев, 1919) и др.; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма (см. КУБОФУТУРИЗМ) и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое знамя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса.
Супрематист
В начале 1919 после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом (см. ШАГАЛ Марк). После приезда К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма (см. СУПРЕМАТИЗМ); в 1920 принял артистическое имя «Эль Лисицкий». Активный член группы «Утвердители нового искусства» (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений («Клином красным бей белых», 1919, и др.).
В течение 1920 года оформил «Альманах Уновис № 1», создал книгу «Супрематический сказ про 2 квадрата» (издана в Берлине, 1922), спроектировал фигурины к футуристической опере «Победа над Солнцем», задумав эту постановку как «электромеханическое шоу» с исполнителями-марионетками (папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923).
В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны» (проекты утверждения нового). В 1919-20 написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (так называемая «Папка Кестнера», 1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) , служа «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры.
Зарубежный период
Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную роль в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами - в особенности берлинской группой дадаистов (см. ДАДАИЗМ), нидерландской группой «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и Баухаузом (см. БАУХАУЗ) . Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения. В 1922 издавал вместе с И. Г. Эренбургом (см. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич) журнал «Вещь» (на русском, французском, немецком языках). Активно сотрудничал в издании ряда художественных и архитектурных журналов: «Брум», Берлин, 1922; «Де Стиль», Амстердам, 1922; «Г» (совместно с Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг)), Берлин, 1922-1923; «Мерц» (совместно с Куртом Швиттерсом (см. ШВИТТЕРС Курт) ), Берлин, 1923-1924; «АВС» (совместно с М. Стамом), Швейцария, 1925.
В 1923 в Берлине вышла книга «Маяковский. Для голоса», где Лисицким впервые были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги.
В 1922-23 в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован «зал проунов» (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение «Де Стиль». В 1924 состоялась его персональная выставка в Берлине; в этом же году выставил в Вене проект передвижной «Ораторской трибуны», восхоԐؐґȐؐ٠к проектам Уновиса. Обострение туберкулеза заставило Лисицкого несколько месяцев провести в санатории в Швейцарии (1924-25), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала «Мерц» (№ 8-9), приступил к проектированию «горизонтального небоскреба», создал дизайнерское оформление для фирмы «Пеликан». В 1925 прошла персональная выставка в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во Вхутемасе (с 1926 - Вхутеине). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова (см. АСНОВА)); разработал целый ряд архитектурных проектов, ни один из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства «Правда» и др.). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. В 1927-28 в Ландес-музеуме Ганновера по проекту Лисицкого был оформлен «Абстрактный кабинет». В сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) создал проект сценической установки для пьесы «Хочу ребенка» С. Третьякова (1929-30). На протяжении 1920-х гг. написал целый ряд статей и трактатов, где выступил теоретиком и пропагандистом новой визуальной культуры, порожденной движением искусства в 20 веке; в 1930 опубликовал на немецком языке в Берлине свою книгу о современном русском искусстве (Russland. Architectur fur eine Weltrevolution).
Дизайнер
Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 году, ознаменовало рождение в СССР самой профессии проектировщика, дизайнера выставок; Лисицкий проявил себя как художественный руководитель большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Со второй половины 1920-х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ - проекты-разработки советских павильонов на Международной выставке печати «Пресса» в Кельне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде (1940-1941, не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др.); в 1932-1940 работал художником-оформителем журнала «СССР на стройке». После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов.
Большой энциклопедический словарь
ЛИСИЦКИЙ (псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941) - российский архитектор, художник-конструктор, график. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова и нидерландской группы "Стиль". Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги ("Хорошо!" В. В. Маяковского, 1927).
Полезные сервисы
лисицкий, лазарь маркович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Эль Лисицкий. "Планетный супрематизм ("проун")".
1919-1920. Бумага, гуашь.
ЛИСИЦКИЙ (псевдоним Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890 - 1941), российский архитектор, художник-конструктор, график. В 1921 - 25 жил в Германии и Швейцарии. Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги ("Хорошо!" В.В. Маяковского, 1927).