Лоды́гин Александр Николаевич (1847-1923), электротехник, один из основателей электротермии. Изобрёл угольную лампу накаливания (1872, патент 1874). В 1874 организовал в России «Товарищество электрического освещения...».
* * *
ЛОДЫГИН Александр Николаевич - ЛОДЫ́ГИН Александр Николаевич (1847-1923), российский электротехник. Изобрел угольную лампу накаливания (1872, патент 1874). Один из основателей электротермии. Ломоносовская премия. (1874).
* * *
Лоды́гин Александр Николаевич [6 (18) октября 1847, с. Стеньшино Петровского уезда Тамбовской губернии - 16 марта1923, США], русский электротехник, создатель лампы накаливания.
Образование, первая работа
Лодыгин родился в имении отца. В 1867 он, как и полагалось в дворянской семье, окончил Московское военное училище, но вскоре вышел в отставку. Некоторое время работал на Тульском оружейном заводе молотобойцем и слесарем, а затем переехал в Петербург.
Электричество
К изучению электричества и его применению Лодыгин пришел после первых своих работ над летательным аппаратом тяжелее воздуха - «электролетом Лодыгина». В конце 1860 он разработал проект геликоптера (см. ГЕЛИКОПТЕР) с приводом от бортового электродвигателя. Не получив поддержки в России, Лодыгин в 1870 предложил свой проект Франции и она приняла его. Осуществлению проекта помешало поражение Франции во франко-прусской войне.
Главное изобретение
Работы над электрооборудованием летательного аппарата привели Лодыгин к созданию электрической лампы накаливания (см. ЛАМПА НАКАЛИВАНИЯ) как наиболее подходящего источника света. В 1872 он подал заявку, но лишь в 1874, после двухлетней российской бюрократической волокиты, получил привилегию на лампу накаливания. Свое изобретение Лодыгин запатентовал также в Австрии, Великобритании, Франции и Бельгии. Он направил патентную заявку на угольную лампу накаливания и в Америку, но, будучи не в состоянии уплатить положенный патентный сбор, не мог получить патента США.
Лампа Лодыгина
В лампе Лодыгина ток накаливал тонкий стерженек из ретортного угля, находящийся под стеклянным колпаком. Срок службы первых ламп составлял 30-40 минут. В дальнейшем Лодыгин применил в лампе несколько стержней, включавшихся один за другим по мере сгорания, а затем - откачивание воздуха и накаливание в вакууме. Все усовершенствования подобного рода позволили довести срок службы лампы до 700-1000 часов.
Успех лампы
В 1873 Лодыгин неоднократно публично демонстрировал способы применения изобретенных им ламп для практических целей - корабельного и промышленного освещения, освещения улиц и т. д. Принцип электрической лампы накаливания был известен и до него, но Лодыгин, дав более совершенную конструкцию лампы, превратил ее из физического прибора в практическое средство освещения. За изобретение лампы Петербургская Академия наук присудила ему в 1874 Ломоносовскую премию.
Реализация изобретения
Предпринятые Лодыгиным попытки коммерческого использования изобретенной им лампы накаливания окончились неудачей из-за отсутствия средств. Образцами ламп Лодыгина, привезенными в США офицером, приемщиком крейсеров, строившихся там по заказу русского морского ведомства, заинтересовался американский изобретатель Т. Эдисон (см. ЭДИСОН Томас Алва). Занявшись усовершенствованием различных конструкций электрических ламп накаливания, Эдисон в 1879 создал лампу с угольной нитью накала.
Дальнейшая деятельность
В 1890-х годах Лодыгин изобрел несколько типов ламп с металлическими нитями накала. Ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для изготовления нити накала. Молибденовые и вольфрамовые лампы Лодыгина демонстрировались на Парижской выставке 1900. Лодыгин конструировал также приборы электрического отопления, респираторы с электрическим источником кислорода для дыхания, электрические печи для плавки металлов и руд, а также для термообработки. Лодыгин был одним из основателей электротехнического отделения Русского технического общества и журнала «Электричество».
Переезд за границу
Не располагая материальными средствами и не находя возможностей для продолжения работ в России, Лодыгин в 1884 решил окончательно уехать за границу. Проработав несколько лет в Париже, он в 1888 переехал в США. Его интересы все больше сосредоточивались на применении электричества в металлургии. Материальное положение Лодыгина упрочилось, он стал пользоваться большим авторитетом как специалист. Тем не менее по окончании русско-японской войны 1904-05 он вернулся в Россию, чтобы на родине применить свои обширные знания инженера. Здесь он столкнулся с прежним консерватизмом и прежней технической отсталостью. Для него нашлось лишь место заведующего подстанциями городского трамвая в Петербурге. Кроме вопросов эксплуатации трамваев, он в этот период интересовался также проблемами электрификации кустарных промыслов. Чувствуя себя лишним, Лодыгин в 1916 вернулся в США, где занимался исключительно конструированием электрических печей.