"ЛЮБОМУДРЫ" - участники философско-литуратурного кружка в Москве "Общество любомудрия" (1823-25): В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, С. П. Шевырев и др. Изучали сочинения Б. Спинозы, И. Канта, И. Г. Фихте, Л. Окена и особенно Ф. В. Шеллинга, сыграли заметную роль в разработке диалектики и философии искусства в России. Издавали альманах "Мнемозина" (4 части, 1824-25).
любомудры
Большой энциклопедический словарь
Гуманитарный словарь
ЛЮБОМУ́ДРЫ - чл. филос.-лит. кружка "Общество любомудрия", образов. в 1823 и распущ. после восстания декабристов 14 дек. 1825. Об-во возникло на осн. кружка, к-рый сложился в Благородном пансионе при Моск. ун-те под рук. преподавателя С. Раича. В "Об-во любомудрия" входили поклонники нем. идеалистич. философии В. Одоевский, Д. Веневитинов, А. Кошелев, бр. Киреевские, Н. Рошалин. Тесные отношения с об-вом поддерживали В. Кюхельбекер, А. Хомяков, М. Погодин, С. Шевырев, М. Максимович. Отрицательно относившиеся к франц. просветительству 18 в., участники об-ва гл. своей задачей ставили изучение и распространение нем. идеализма. На регулярных заседаниях об-ва, считавшего себя "тайным", читались и обсуждались произв. И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Л. Окена. Для пропаганды своих идей использовали альм. "Мнемозина". Несмотря на то, что к об-ву были близки нек-рые декабристы - Кюхельбекер, М. Нарышкин, оно не было политич. орг-цией, не занималось ни политикой, ни естествоиспытательством, а лишь "чистой" философией, отрывая ее от жизни и конкретных наук. "Об-во любомудрия" сыграло положит. роль в истории рус. философии, обществ. и науч. мысли. Оно явилось 1-м филос. кружком в России, стало идейным воспитателем мн. крупных представителей партии "славянофилов" (бр. Киреевские, Кошелев, Хомяков), идеологов офиц. народности (Шевырев, Погодин). Идеи об-ва оказали влияние на развитие ист. мысли (Погодин), экономич. науки (В. Андросов), лит-ры (Одоевский, В. Титов). После роспуска "Об-ва любомудрия" его участники пытались объединиться вокруг "Моск. вестника".