Мака́рова Наталия Романовна (р. 1940), артистка балета. В 1955-1970 в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. С 1970 живёт за рубежом (Великобритания, США). Партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Жизель («Жизель» А. Адана), Манон («Манон» на музыку Ж. Массне), Татьяна («Онегин» на музыку Чайковского) и др. В 1972-1989 в театре «Ковент-Гарден» (Лондон).
* * *
МАКАРОВА Наталия Романовна - МАКА́РОВА Наталия Романовна (р. 21 ноября 1940, Ленинград), российская и американская балерина, первая леди современного балета, постановщик, педагог, драматическая актриса, продюсер. Золотая медаль Международного конкурса артистов балета в Варне (1965), лауреат премии Анны Павловой (см. ПАВЛОВА Анна Павловна) в Париже (1970), приз Лоренса Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс), заслуженная артистка России (1969).
В Кировском театре
В 1959 окончила Ленинградское хореографическое училище по классу педагога Е. В. Ширипиной. В 1959-1970 была ведущей балериной Ленинградского Тетатра оперы и балета им. Кирова по преимуществу в лирико-драматических партиях. В театре ее репетитором была Н. М. Дудинская (см. ДУДИНСКАЯ Наталья Михайловна). Изящная, импульсивная, с красивыми пропорциями тела, она была прекрасной Жизелью, Одеттой-Одиллией, Авророй и принцессой Флориной (эту партию она исполнила в фильме-балете «Спящая красавица», 1964). Но балерине было тесно в классическом репертуаре. Она стала первой исполнительницей в балетах Л. В. Якобсона (см. ЯКОБСОН Леонид Вениаминович) «Клоп» (Зоя,1962) и «Страна чудес» (Девица-краса).
Карьера на Западе
В 1970 во время гастролей театра осталась в Лондоне. На Западе началась ее блистательная международная карьера. В последующие годы Макарова танцевала в крупнейших балетных театрах мира. Долгие годы является примой-балериной Королевского балета Великобритании, Американского балетного театра. Наряду с произведениями классического репертуара, которые в ее интерпретации с каждым годом приобретали все более тонкие психологические нюансы, она танцевала в многочисленных постановках западных хореографов. Женственная, артистократичная Макарова стала одной из лучших исполнительниц Джульетты и Манон в балетах К. Макмиллана (см. МАКМИЛЛАН Кеннет) «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич), «Манон» Ж. Массне (см. МАССНЕ Жюль), Татьяны в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) в постановке Дж. Кранко (см. КРАНКО Джон). Ее высоко ценил требовательный Дж. Роббинс (см. РОББИНС Джером) - в паре с М. Н. Барышниковым (см. БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич) она танцевала его «Другие танцы», «Танцы на вечеринке» (оба на музыку Шопена (см. ШОПЕН Фридерик)). Будучи тонкой стилисткой, она по-своему прочла партию Наталии Петровны в балете «Месяц в деревне» Ф. Аштона (см. АШТОН Фредерик) на музыку Шопена. Для нее ставил и знаменитый французский хореограф Р. Пти, в балетах которого она прекрасно исполнила Розу («Голубой ангел», 1985) Альбертину («Вспоминая Пруста»,1983), Кармен в одноименном балете (1981). Она выступала также и в репертуаре М. Бежара (см. БЕЖАР Морис). Балерина выступала с лучшими танцовщиками мира, в том числе с Барышниковым, А. Б. Годуновым (см. ГОДУНОВ Александр Борисович), Ф. Бухонесом, Э. Доуэллом, Д. Ганьо и др.
Не только балерина
Талант Макаровой многогранен. Она поставила в Англии и США ряд классических балетов, в том числе «Лебединое озеро». Ей принадлежит новая версия балета М. Петипа (см. ПЕТИПА Мариус Иванович) «Баядерка» Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), где она заново сочинила утраченное еще в 1920-е гг. последнее действие балета. Выступала в музыкальных программах на Бродвее, где играла в мюзикле «На пуантах» (1983) Роджерса и Харта. Автор и ведущая многих телефильмов и телепередач, посвященных балету. Так, на Би-Би-Си (см. БИ-БИ-СИ) выступила автором и ведущей многосерийного телефильма «Балерина» (1986), в котором не только танцевала сама, но и для которого написала сценарий. Существует ряд видеофильмов с ее участием, в том числе «Жизель» (с Барышниковым (см. БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич)), «Лебединое озеро» и «Ромео и Джульетта» (оба с Доуэллом), «Балерина Макарова» (1982), «Возвращение Макаровой» (1989) и др.
Макарова попрощалась со сценой в Петербурге, когда после почти двадцатилетнего перерыва (1989) приехала в Ленинград, где исполнила несколько фрагментов из «Евгения Онегина». Впоследствии она работала с режиссером Р. Виктюком (см. ВИКТЮК Роман Григорьевич) над драматическим спектаклем «Двое на качелях» У. Гибсона в Москве. В дальнейшем неоднократно приезжала в Россию. Постоянно живет в США. В 1976 вышла замуж за бизнесмена Э. Каркара, от которого родила сына Андре. Много занимается благотворительностью, принимает участие в разных международных театральных и балетных проектах.