МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ - МА́ЛЫЕ ГОЛЛА́НДЦЫ, обобщенное название голландских художников17 в., мастеров бытового, пейзажного жанра и натюрморта, ярко выразивших национальное своеобразие национальной живописи этого времени.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике 17-18 вв. (Фелибьен, Дидро (см. ДИДРО Дени)) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства: 1) 1620-1630-е гг. - утверждение реализма в национальной живописи; 2) 1640-1660-е гг. - расцвет художественной школы; 3) 1670-е гг. - начало 18 в. - упадок искусства Голландии. На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса (см. ХАЛС Франс). На втором центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) и Яна Вермера (см. ВЕРМЕР Ян).
Бытовой жанр
Бытовой жанр - самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде (см. ОСТАДЕ) и его школа: И. ван Остаде (см. ОСТАДЕ), И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. В середине 17 в. он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. Под влиянием Рембрандта (см. РЕМБРАНДТ) главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень. Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине 17 в. Г. Доу (см. ДОУ Герард) и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у Я. Стена (см. СТЕН Ян). Художники другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Г. Терборха (см. ТЕРБОРХ Герард) действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой. Г. Метсю (см. МЕТСЮ Габриель) ярким светом и насыщенными красками придает будничным сценам праздничный характер. П. де Хох (см. ХОХ Питер де) проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настроение. У жанровых живописцев позднего периода - А. Ван дер Верфа, Э. Ван дер Нера - стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью.
Пейзаж
Возникает в творчестве харлемских мастеров Я. ван Гойена (см. ГОЙЕН Ян ван), П.де Молейна, С. ван Рейсдала (см. РЕЙСДАЛ Саломон ван) в 1720-1730-х гг. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении. Средствами тональной живописи создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и материального единства природы. В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж, или марина (Я. Порселлис (см. ПОРСЕЛЛИС Ян), С. де Влигер, А. ван де Капелле). Маринистов увлекает не столько изображение исторических событий на море, как передача самой водной стихии, игры света в облаках и на воде. Для развития пейзажа в середине - второй половине 17 в. характерно возникновения новых разновидностей жанра, углубление и разнообразие эмоционального содержания произведений, более масштабный, философский взгляд на мир. В творчестве Я. ван Рейсдала (см. РЕЙСДАЛ Якоб ван) национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Он отходит от лирической созерцательности и камерности мотивов зачинателей жанра, открывая в природе величественность и монументальность, изображая состояния, исполненные драматизма и динамики. Мощью веет от лесных ландшафтов Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа. Самым талантливым продолжателем в этой области был М. Хоббема (см. ХОББЕМА Мейндерт). Но в отличие от эпических картин учителя природа в его произведениях имеет более приветливый, солнечный вид, а в последние годы он предпочитал писать культивированные ландшафты. Передать необъятные просторы стремился Ф. Конинк (см. КОНИНК Филипс), развертывая в своих картинах панорамные виды Голландии. А. ван дер Нера увлекали эффекты необычного освещения в природе, с его именем связано появление ночных пейзажей при лунном свете, на закате и на восходе. Ряд художников: А. ван де Велде (см. ВЕЛДЕ ван де), А. Кейп (см. КЕЙП Алберт) , Ф. Вауверман , Х. Версхюринг, Н. Мас - работали в смешанном жанре пейзажно-анималистической живописи, органично включая в пейзаж пасущиеся или отдыхающие стада коров и коз, лошадей, фермы, отъезды на охоту, занятия верховой ездой, сцены кавалерийских схваток. У Кейпа и П. Поттера (см. ПОТТЕР Паулюс) изображение домашних животных развилось в самостоятельный мотив, с их именами связаны лучшие достижения редко практиковавшегося в искусстве в чистом виде анималистического жанра. Появление видов чужеземной природы в это период связано с творчеством группы пейзажистов-итальянистов: Я. Бота, Я. Б. Веникса, П. ван Лара, Н. Берхема (см. БЕРХЕМ Николас), А. Пейнакера, К. Дюжардена, Я. Хаккерта, Ф. де Мушерона, - писавших итальянские городские и сельские ландшафты, залитые светом жаркого южного солнца. Поскольку в изображении чужой страны художники исходили из принципов национальной художественной школы, правомерно включить эту группу в число «малых голландцев». Их достижения в области разработки солнечного освещения органично усваивались мастерами национальной линии пейзажа (Кейп). После путешествия по Швеции и Норвегии. А. ван Эвердинген (см. ЭВЕРДИНГЕН Алларт ван) запечатлел в картинах виды скандинавской природы; из них Я. ван Рейсдал почерпнул мотив горных водопадов. Городской пейзаж, или ведута, зачинателем которой был П. Санредам (см. САНРЕДАМ Питер), в середине и конце столетия с успехом развивается в творчестве Я. Беерстратена и особенно последовательно братьями И. и Г. Беркхейде и Я. ван дер Хейденом. Искусство маринистов достойно представляют сражения и «штили» отца и сына В. ван де Велде I и II и «бури» с кораблекрушениями Л. Бакхейзена.
Живописцы интерьеров
Возникший в первой половине века своеобразный жанр изображения церковных, дворцовых и домашних интерьеров, настоящего расцвета достиг в середине - второй половине столетия в творчестве мастеров делфтской школы Г. Хаукгеста , Х. К. ван дер Влита и в особенности Э. де Витте (см. ВИТТЕ Эмманюэл) , а также утрехтца П. Санредама. Используя достижения Вермера в изображении заливающего интерьер солнечного света, художники нашли способ сообщить архитектурному пространству эмоциональность и одухотворенность.
Натюрморт
Наиболее характерный вид голландского натюрморта - «завтрак» - возник в творчестве харлемских живописцев П. Класа (см. КЛАС Питер) и В. Хеды (см. ХЕДА Виллем), изображающих накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. В колорите картин господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. В Утрехте (см. УТРЕХТ) развился пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители - Я. Д. де Хем (см. ХЕМ Ян Давидс де), Ю. ван Хейсюм и его сын Я. ван Хейсюм (см. ХЕЙСЮМ Ян ван), особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом. В Гааге (см. ГААГА), центре морского промысла, П. де Пюттер и его ученик А. ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря. Университетский Лейден создал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В картинах Х. ван Стенвейка и Я. Д. де Хема (см. ХЕМ Ян Давидс де) рядом с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни. Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме (см. РОТТЕРДАМ) в творчестве Ф. ван Схотена и Ф. Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев К. и Х. Сафтлевенов. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве В. ван Алста, Ю. ван Стрека и в особенности В. Калфа (см. КАЛФ Виллем) и А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.
Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Я. Б. Веникс, его сын Я. Веникс и М. де Хондекутер. Этот тип натюрморта особое распространение получил во второй половине - конце 17 в. в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой.
В 18 и 19 вв. в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Выставки и публикации преимущественно голландских искусствоведов 1970-1980-х гг. показали, что во многих картинах скрыты аллегории пяти чувств или времен года, любовная эмблематика, намеки на народные пословицы, понятные современникам, но с течением времени утраченные.