м. разг.-сниж.
то же, что милиционер
- Английский поэт, публицист 17 века, автор памфлетов «Ареопагитика», «Защита английского народа».
- Самый великий после Гомера слепец, отразивший своё видение Библии в поэмах «Потерянный рай» и «Возвращённый рай».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор поэм «Лисидас», «История Британии», «О слепоте».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор поэм «Потерянный рай», «Возвращенный рай».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор трагедии «Самсон-борец».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор трактатов «Краткая история Московии», «О христианской доктрине».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор памфлетов «Ареопагитика», «Защита английского народа».
- Самый великий после Гомера слепец, отразивший своё видение Библии в поэмах «Потерянный рай» и «Возвращённый рай».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор поэм «Лисидас», «История Британии», «О слепоте».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор поэм «Потерянный рай», «Возвращенный рай».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор трагедии «Самсон-борец».
- Английский поэт, публицист 17 века, автор трактатов «Краткая история Московии», «О христианской доктрине».
МИЛЬТОН (Milton) Джон (1608-74) - английский поэт, политический деятель. В период Английской революции 17 в. - сторонник индепендентов. В двух памфлетах "Защита английского народа" (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник реакции. В библейских образах поэм "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671) отразил революционные события, поставил вопрос о праве человека преступать освященную мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.
Ми́льтон (Милтон) Джон (16081674), английский поэт, публицист, политический деятель. Сын Дж. Мильтона. В период Английской революции XVII в. сторонник индепендентов (радикальных пуритан), вёл международную государственную переписку О. Кромвеля. Памфлеты «Ареопагитика» (против цензуры, 1644), «Защита английского народа» (1650 и 1654). В эпических поэмах «Потерянный рай» (1667) и «Возвращённый рай» (1671), воплощая библейские образы и события (в том числе из апокрифических текстов), ставит извечную проблему о «свободе воли» и возмездии за своеволие («непослушание»), опосредованно отражает социально-исторические потрясения современности, воспринятые Мильтоном как гуманистом и богопослушным пуританином. В трагедии «Самсон-борец» (1671) ветхозаветный герой воплощает антитираническую волю народа. Сонеты, переводы псалмов, трактат «О христианской доктрине» (конец 1650). «Краткая история Московии» (1682; в русском переводе «Московия Джона Мильтона», 1875).
Ми́льтон Джон (Milton) (1608-1674), английский поэт, публицист, политический деятель. В период Английской революции XVII в. сторонник индепендентов (радикальных пуритан), вёл международную государственную переписку О. Кромвеля. Выступал как публицист: памфлеты «Ареопагитика» (против цензуры, 1644), «Защита английского народа» (1650 и 1654). В эпических поэмах «Потерянный рай» (1667) и «Возвращённый рай» (1671), воплощая библейские образы и события (в том числе из апокрифических текстов), ставит извечную проблему о «свободе воли» и возмездии за своеволие («непослушание»), опосредованно отражает социально-исторические потрясения современности, воспринятые Мильтоном как гуманистом и богопослушным пуританином. В трагедии «Самсон-борец» (1671) ветхозаветный герой воплощает антитираническую волю народа. Сонеты, переводы псалмов, трактат «О христианской доктрине» (конец 1650). «Краткая история Московии» (1682; в русском переводе «Московия Джона Мильтона», 1875).
МИЛЬТОН Джон (Milton, John)
(1608-1674), великий английский поэт. Родился 9 декабря 1608 в Лондоне, в семье преуспевающего нотариуса, музыканта-любителя, человека разносторонне образованного. В 1625 шестнадцатилетний Мильтон поступил в Крайстс-колледж Кембриджского университета, что должно было увенчаться через некоторое время степенью бакалавра, а затем магистра искусств. И в том и в другом случае требовалось принять духовный сан. После мучительных размышлений Мильтон решил отказаться от церковной карьеры. В двадцать четыре года он оставил Кембридж и уехал в отцовское имение Хортон (графство Бакингемшир), где провел шесть лет. Из написанного за шесть лет по меньшей мере четыре стихотворных произведения обеспечили Мильтону место в анналах английской поэзии. L'Allegro (итал. "радостный") и Il Penseroso (итал. "задумчивый"; написаны, вероятно, ок. 1632) - небольшие идиллии, исследующие полярные темпераменты; Комус (Comus, 1634) - "маска", т.е. наполовину драматическое произведение; в 1637 Мильтон написал пасторальную элегию в память университетского товарища Люсидас (Lycidas). Комус и Люсидас - наиболее яркие образцы раннего творчества Мильтона. В первом произведении благодаря волшебным силам целомудрие противостоит искушениям. Второе посвящено не столько смерти Э.Кинга, сколько рассуждениям о пастырском призвании. В Люсидасе поражает умение Мильтона в стихах с мощным синтаксисом и богатой мелодикой от строки к строке выдерживать общее настроение. Семь лет колледжа с последующими шестью годами самостоятельных занятий в Хортоне не утолили жажду знаний в душе Мильтона, и, с благословения отца, в начале 1638 он отправился в двухгодичное путешествие по Европе. Слухи о неминуемой гражданской войне побудили его в 1639 спешно вернуться в Англию. По завершении написанной на латыни элегии Epitaphium Damonis (лат. Эпитафия Дамону) в память о товарище, с которым он учился в Сент-Полз-скул и Кембриджском университете, Мильтон открыл частное учебное заведение в Сент-Брайдз-Черчъярд для своих племянников, Джона и Эдуарда Филлипсов. Однако очень скоро его увлекли более насущные проблемы. В 1641 он обнародовал свой первый прозаический памфлет - трактат О реформации в Англии (Of Reformation in England). В том же году в свет вышли трактаты О епископском достоинстве высшего священства (Of Prelatical Episcopacy) и Порицания по поводу защиты увещевателя (Animadversions upon the Remonstrant's Defence), затем последовали Рассуждение об управлении церковью (The Reason of Church Government, 1641-1642) и Оправдание Смектимнууса (An Apology for Smectymnuus, 1642). Летом 1642 Мильтон отдыхал в течение месяца близ Оксфорда (из этих мест происходил его род) и вернулся домой с невестой, урожденной Мэри Пауэлл. В ее родне все были убежденными роялистами, Мильтон же был пуританином и, следовательно, противником существующей монархии. Ему было 33 года, ей - 16. Месяц спустя новоиспеченная г-жа Мильтон попросилась в гости к родителям и получила у супруга согласие на двухмесячную отлучку. К мужу она вернулась только летом 1645. В 1645-1649 Мильтон отошел от общественных дел. Биографы полагают, что он был занят обдумыванием и сбором материалов для Истории Британии (History of Britain) либо работал над обобщающим трактатом О христианском учении (Of Christian Doctrine). Но в 1649 явилось дело, нарушившее отшельничество Мильтона. В последний день января 1649 принародно казнили Карла I; не прошло и двух недель, как Мильтон выступил в печати с памфлетом Обязанности государей и правительств (The Tenure of Kings and Magistrates). В сложившейся обстановке выступление прозвучало необычайно резко и было как нельзя более на руку радикальной партии. В марте 1649 Мильтон назначается секретарем для переписки на иностранных языках при Государственном совете. К концу 1649 возмущенные отклики на казнь Карла звучали в Европе все громче, и потребовались новые ясные и убедительные оправдания цареубийства. Мильтон написал на латыни три апологии казни короля: Защита английского народа (Defensio pro populo Anglicano, 1651), Повторная защита (Defensio secunda, 1654) и Оправдание для себя (Defensio pro se, 1655). Несомненно, 1650-е годы стали для него десятилетием безотрадным, бедствия шли почти непрерывной чередой. В феврале 1652 он ослеп, в мае родами его третьей дочери Деборы умерла жена. В июне, не дожив до года, умер единственный сын Джон. На исходе 1656 Мильтон женился на Катарине Вудкок, в начале 1658 она умерла. Между тем и политические, и религиозные дела в стране шли, с точки зрения Мильтона, как нельзя хуже. Революция, призванная произвести на свет просвещенную и вольную республику, обернулась диктатурой. Церковь раскололась на враждующие фракции. За склокой политических и религиозных партий подспудно, но неуклонно нарастала тяга к возврату под власть нового монарха - Карла Стюарта. Несмотря на слепоту, Мильтон до 1655 исполнял обязанности секретаря при Государственном совете благодаря чтецам, помощникам, переписчикам. За отставкой последовал еще один незаполненный промежуток в четыре года. И когда стало ясно, что революция провалилась и на пороге Реставрация, Мильтон опубликовал три дерзких и очень откровенных памфлета в поддержку Правого Дела. Трактат об участии гражданской власти в делах церковных (A Treatise of Civil Power in Ecclesiastical Causes) и Соображения касательно уместнейших способов к удалению наемников из Церкви (Considerations Touching the Likeliest Means to Remove Hirelings out of the Church) были напечатаны в 1659, а Скорый и легкий путь к установлению свободной республики (The Ready and Easy Way to Establish a Free Commonwealth) в феврале 1660, в самом преддверии Реставрации. Воцарение Карла II стало для Мильтона катастрофой. На какое-то время его заключили в тюрьму, даже жизнь его была в опасности, но усилиями друзей, особенно А.Марвелла, в свое время служившего у Мильтона в штате помощников, а в 1660-е годы представлявшего в парламенте Гулль, он вскоре вышел на свободу. Предмет Потерянного рая (Paradise Lost, 1667) точно определен в первых трех строках поэмы. Мильтон сообщает нам, что намерен петь О первом преслушании, о плоде
Запретном, пагубном, что смерть принес
И все невзгоды наши в этот мир (ј)
(Перевод А.Штейнберга)
Правда, Человек появляется в поэме лишь во второй половине Книги IV. Все это время на сцене почти безраздельно царит Сатана. По этой причине в критике начала 19 в. бытовало мнение о Сатане как герое поэмы. Однако героизм этого персонажа, пусть бесспорный, но и ограниченный, служит, в конечном счете, торжеству героизма Христа и Адама. В последней части поэмы Сатана унижен, и именно то, что Адам откликается на свое падение иначе, чем Сатана, позволяет считать Грехопадение благодетельным событием. Потерянный рай богато украшен пересказами сюжетов классической античности, метафорами, отзвуками Писания, фигурами речи, риторическими узорами, метрическим разнобоем, аллегорическими образами, каламбурами и даже неявными рифмами. Выбор слов, грамматика, порядок слов иногда латинизированы, тон повествования - возвышенный и торжественный, как пристало эпосу, без психологических нюансов, просторечных интонаций и живых разговорных оборотов, допустимых в лирике и драматической поэзии. Хотя Возвращенный рай (Paradise Regained, 1671) нередко и слывет своего рода продолжением Потерянного рая, на самом деле это вполне самостоятельное произведение, и поэмы почти не связаны друг с другом. Если Потерянный рай - образец пространного эпоса, то Возвращенный рай - образец сжатого эпоса. Самсон-борец (Samson Agonistes, 1671), подобно Комусу, еще одна проба Мильтона в драматическом жанре, хотя это скорее поэма для чтения, нежели драма для постановки на сцене. Как бы то ни было, Самсон-борец достойно завершает литературный путь Мильтона на характерной для его творчества и всей его жизни дерзновенной ноте героической энергии и непреклонности. Умер Мильтон в Лондоне 8 ноября 1674.
ЛИТЕРАТУРА
Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964 Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976 Чамеев А.А. Джон Мильтон и его поэма "Потерянный рай". Л., 1986
Мильтон, Милтон Джон (Milton, John) (1608 - 1674)
Английский поэт, публицист, политический деятель. Борец за свободу. В период Английской революции XVII в. - сторонник индепендентов.
Афоризмы, цитаты
Дурные вести бегут, хорошие плетутся прихрамывая.
Мир имеет свои не менее славные победы, чем война.
Джон Мильтон.
МИЛЬТОН (Milton) Джон (1608 - 1674), английский поэт, политический деятель. В период английской революции 17 в. сторонник индепендентов; вел международную государственную переписку О. Кромвеля. В памфлетах "Защита английского народа" (1650 и 1654) выступил как последователь антитираничных теорий 16 в., поборник суверенитета английской республики. В титанических образах поэм на библейском материале "Потерянный рай" (1667) и "Возвращенный рай" (1671), пронизанных революционным духом, поставил вопрос о праве человека преступать освященную церковью мораль. Тираноборческие мотивы в поэме "История Британии" (1670) и трагедии "Самсон-борец" (1671). Написал "Краткую историю Московии" (1682; в русском переводе "Московия Джона Мильтона"). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов.