Моисе́ев Игорь Александрович (р. 1906), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1976). Поставил в Большом театре: «Футболист» (1930), «Три толстяка» (1935, оба В. А. Оранского), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958) и др. Организатор и руководитель Ансамбля народного танца СССР (1937; с 1991 Ансамбль народного танца). Постановки: «Половецкие пляски» на музыку А. П. Бородина (1978), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Еврейская сюита» (1994) и др. Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985), Ленинская премия (1967), Государственная премия Российской Федерации (1995). Профессор (с 1997).
* * *
МОИСЕЕВ Игорь Александрович - МОИСЕ́ЕВ Игорь Александрович [8 (21) января 1906, Киев - 2 ноября 2007, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Народный артист СССР (1953). Герой Социалистического Труда (1976). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1942, 1947, 1952, 1985). Государственная премия России (1995).
В 1924 окончил Московское хореографическое училище (педагог А. А. Горский (см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич)). В 1924-39 в Большом театре. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный» С. Н. Василенко), Футболист («Футболист» В. А. Оранского), Мато («Саламбо» А. Ф. Арендса) и др. Поставил балеты: «Футболист» В. А. Оранского (1930, совместно с Л. А. Лащилиным), «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (1930, совместно с А. М. Мессерером (см. МЕССЕРЕР Асаф Михайлович) и Лащилиным), «Три толстяка» Оранского (1935), «Спартак» А. И. Хачатуряна (1958; первая постановка в Большом театре). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж. Пуччини (1930), «Демон» А. Г. Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж. Бизе (1936) и др. В своих балетмейстерских работах Моисеев стремился к непрерывности драматургического развития действия, выраженного средствами классической и народной хореографии. Его балеты отличались театральностью формы, остротой сюжета, выразительностью танцевального языка.
В 1937 Моисеев создал Ансамбль народного танца СССР (см. АНСАМБЛЬ НАРОДНОГО ТАНЦА), равного которому нет в мире: с тех пор он его бессменный руководитель и постановщик всех программ. Этот ансамбль (с самого начала неофициально зовущийся «моисеевским») стал новаторским явлением в истории мировой хореографической культуры, новым видом танцевально-сценического искусства, основанного на слиянии самобытности народного творчества с академической основой танца. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Дорога к танцу», «Скоморохи» (оба 1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» на музыку М. П. Мусоргского (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-89), цикл зарубежных танцев (1960-91; 30 номеров), «Греческая сюита» на музыку М. Теодоракиса (1991), «Еврейская сюита» (1994) и др. Моисеев владеk глубочайшим знанием хореографической лексики, обладал богатой фантазией и изобретательностью в сочинении ярких пластических характеристик персонажей. В своих постановках он являлся не только хореографом, но и режиссером, и драматургом.
В 1966 организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне - Государственный театр балета под руководством Н. Д. Касаткиной (см. КАСАТКИНА Наталья Дмитриевна) и В. Ю. Василева (см. ВАСИЛЕВ Владимир Юдич)), которым руководил до 1970. Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967), телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982). Моисеев - автор книги «Я вспоминаю... Гастроль длиною в жизнь» (1996), а также ряда статей по вопросам танцевального искусства. Почетный член Академии танца в Париже (1953). В 1994 в Москве был проведен Фестиваль музыки и танца в честь Моисеева. В 2000 был удостоен медали Моцарта - одной из наиболее почетных наград ЮНЕСКО.