МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА ДРЕВНЕРУ́ССКОГО ИСКУ́ССТВА - сложилась в связи с усилением Моск. княжества и ролью Москвы как объединяющего центра (с 20-30-х гг. 14 в.). Первые памятники: Успенский собор (1327) и Архангельский собор (1333) в Моск. Кремле (не сохр.), белокам. стены и башни Кремля 1367 (не сохр.). Стилистически М. Ш. Д. И. складывалась в кон. 14 - нач. 15 в. на основе традиций владимиро-суздальской архитектуры 12 в.: тип 4-столпного белокам. Храма с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников, резным декор. поясом по фасаду (Успения на Городке храм в Звенигороде, 1399; Рождеств. собор Саввино-Сторожевского мон., 1405, в 10 км от Звенигорода, теперь черта города; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1412 или 1427; Спасский собор Андроникова мон., 1420 - до 1427). Щелевидные окна, перспективные порталы, декор. пояс по фасаду (орнаментально-плоскостной, в отл. от аркатурного пояса во влад.-сузд. зодчестве), сам тип храма - свидетельства развития традиций домонг. поры, прежде всего влад.-сузд., продолжавших, в свою очередь, традиции Киевской Руси. Система подпружных арок и кокошников восходит, скорее, к традициям черниговской и смоленской архитектуры домонг. поры. В живописи М. Ш. Д. И. в сер. 14 в. еще сильны архаич. традиции (Житийная икона Николы сер. 14 в., икона Бориса и Глеба - обе из Коломны). Сдержанный, лаконичный язык, подлинная эпичность свойственны М. Ш. Д. И. и позже ("Сошествие во ад", кон. 14 - нач. 15 в., из Коломны). Др. направление исходит от великокняж. двора и окружения митр. Феогнота. Это наследие Византии, усиленное в 30-40-х гг. 14 в. связями с константинопольскими мастерами "палеологовского ренессанса" (роспись совм. с греч. мастерами Архангельского собора и Спаса на Бору - не сохр.; икона "Спас Ярое Око", сер. 14 в. - Успенский собор Кремля). Расцвет М. Ш. Д. И. - с 80-х гг. 14 в. (после Куликовской битвы) связан с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. В кон. 15 в. формируется рус. централиз. гос-во, Москва становится его центром. Рус. зодчие вместе с итал. перестраивают Моск. Кремль. Школа Андрея Рублева имела огромное влияние на всю живопись 15 и даже 16 в., на прикл. иск-во (напр., оклады икон, шитье), но с кон. 15 в. правомерно говорить уже не о М. Ш. Д. И., а об иск-ве рус. гос-ва в целом.
Лит.: История рус. иск-ва. М., 1955. Т. 3; Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961; Миева Н. Е. Иск-во Московской Руси: 2-я пол. 15-17 вв. М., 1965; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Его же. Др.-рус. худож. культура Москвы и прилежащих к ней княжеств 14-16 вв. М., 1970.
Икона Рождество Богоматери. Нач. 16 в. Московская школа