Ме́льников Константин Степанович (1890-1974), архитектор, заслуженный архитектор РСФСР (1972). В 1920-30-х гг. разрабатывал новые типы и архитектурные формы общественных зданий, для которых характерны выразительная динамика наружных объёмов, яркая оригинальность композиционного решения, функциональная целесообразность планировки, использование новых конструкций (Клуб им. И. В. Русакова, собственный дом, оба в Москве, 1927-29). Одним из первых выдвинул идею трансформации внутреннего пространства зданий.
* * *
МЕЛЬНИКОВ Константин Степанович - МЕ́ЛЬНИКОВ Константин Степанович (1890-1974), российский архитектор, заслуженный архитектор России (1972). Член объединения АСНОВА (см. АСНОВА) . В 1920-30-х гг. разрабатывал новые типы и архитектурные формы общественных зданий, использовал новые конструкции (клуб им. И. В. Русакова, собственный дом, оба в Москве, 1927-29).
* * *
МЕ́ЛЬНИКОВ Константин Степанович [22 июля (3 августа) 1890, Москва - 26 ноября 1974, там же], российский архитектор.
Годы учебы
Его отец, рабочий, был родом из Нижегородской губернии. После окончания приходской школы мальчика определили на работу в теплотехническую фирму «Торговый дом Залесский и Чаплин», где один из совладельцев фирмы В. М. Чаплин заметил его художественные способности и помог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (в 1905). После окончания живописного отделения Мельников поступил на архитектурное и успешно закончил его в 1917.
Поиск собственного пути
Уже в начале 1920-х годов молодой архитектор отказывается от принципов неоклассики, эклетики и стилизации, которыми все увлекались в годы его учебы, и начинает поиски новых путей в архитектуре. В эти годы шел активный процесс возникновения новых архитектурных школ, концепций и направлений. Большое влияние на творчество архитекторов, особенно молодых, оказали достижения научно-технического прогресса. В их работе все больше проявляются рационалистические черты. Делается ставка на обоснование любого архитектурного решения с точки зрения его конструктивного, экономического и технологического смысла. Этот подход отодвигает на второй план эмоциональную, художественную сторону проектирования. Главным становится новое, оригинальное решение архитектурной формы. Мельников, обладавший удивительным даром формообразования, быстро выдвинулся на первый план.
Первые проекты
Отказавшись от неоклассики, Мельников уже в начале 1920-х годов создает проекты, удивительные по своей новизне. Они стали событием в архитектурной жизни того времени. Прежде всего, это павильон «Махорка» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 в Москве (не сохранился). Здание этого павильона был признано самым интересным и оригинальным. Его авангардные новаторские архитектурные формы были выполнены из самых простейших строительных материалов - дерева и мелкоразмерного стекла.
Всеобщий интерес и внимание вызвали также проект Дворца труда в Москве, конкурсный проект показательных домов для рабочих и проект здания московского отделения газеты «Ленинградская правда».
Важным событием в творческой жизни Мельникова явилась победа на конкурсе на проект саркофага для Мавзолея В. И. Ленина. Саркофаг был решен архитектором в виде большой стеклянной призмы без применения металла в местах стыка плоскостей. Несколько видоизмененный саркофаг был установлен в деревянном Мавзолее, затем перенесен в каменный, где находился до 1941.
Павильон СССР на выставке в Париже
В 1925 в Париже состоялась Международная выставка декоративного искусства и промышленности. Советский павильон, построенный из дерева по проекту Мельникова, явился настоящей сенсацией и был отмечен Гран-при выставки. Это был первый выход советской архитектуры на международную арену. Многие ведущие архитекторы мира восторженно отозвались о работе молодого архитектора.
Там же, в Париже, когда Мельников наблюдал за строительством павильона, представители парижской мэрии обратилась к нему с просьбой разработать проект размещения стоянок для автомобилей. Архитектор предложил расположить стоянки над мостами через Сену. Это был первый случай вертикального зонирования городской территории. После возвращения в Москву Мельников спроектировал и построил пять гаражей с совершенно оригинальной системой размещения автомобилей. Автобусный гараж с «прямоточной системой» расстановки машин был построен в 1923.
Годы творческого подъема
1927-1929 годы были периодом творческого подъема архитектора. Именно в это время он создает семь проектов рабочих клубов, из которых шесть были построены. Тема рабочих клубов была одной из важнейших в его творчестве, и именно вклад Мельникова в этот новый тип общественного здания был самым значительным. Клубы Мельникова вошли в золотой фонд советской архитектуры.
Все творчество Мельникова было связано с Москвой. Именно здесь он осуществил 13 своих проектов. Самые известные из них - клуб им. И. В. Русакова на Стромынке, построенный в духе конструктивизма, клуб фабрики «Буревестник», клуб «Свобода». Это был совершенно новый социальный заказ на неизвестный дотоле тип общественного здания, и клубы Мельникова по праву считаются классическими примерами подобных сооружений. Следует отметить, что позднейшие переделки и перепланировки сильно исказили облик большинства мельниковских клубов. Кроме реализованных объектов, архитектор в конце 1920-х годов и в 1930-е годы создает ряд конкурсных проектов, ставших предметом пристального профессионального разбора - это памятник Колумбу (см. КОЛУМБ Христофор) в Сан-Доминго (1929), Зеленый город (1930), Военная академия им. Фрунзе (1933), здание Наркомтяжпрома в Москве (1934) и др.
Собственный дом
Собственный дом архитектора - событие в его жизни, так как, выступая одновременно в качестве заказчика, проектировщика и потребителя, он может позволить себе максимальную свободу самовыражения. Собственный дом Мельникова (1927-29) стал для архитектора своеобразным творческим экспериментом, который он выполнил с исключительным профессиональным блеском. Он построил не просто дом для своей семьи, он создал творческую мастерскую, место своей профессиональной деятельности.
Под строительство дома Мельников получил участок в Кривоарбатском переулке. В процессе проектирования архитектор сделал небольшой разъемный макет, позволивший ему понять объемную композицию и внутреннюю планировку дома. В этом небольшом сооружении архитектор смог проверить на практике многие новые решения, не случайно дому присвоен статус опытно-показательного. Тут оригинально все: сотовая система кирпичной кладки стен, безбалочная система перекрытий, шестиугольная конфигурация окон. Но особенно сильное впечатление производит пространственная система дома, состоящего из двух врезанных друг в друга цилиндров. В прессе его стали называть «круглым домом».
Основные жилые помещения располагаются в первом этаже, но самым большим и интересным в композиционном отношении является мастерская архитектора (площадь 50 м2), освещаемая 38 шестиугольными окнами, которые образуют сложный рисунок и дают рассеянный, практически бестеневой свет.
Среди арбатских переулков дом Мельникова выглядел посланцем из 21 в. и стал заметным явлением архитектуры, внимание к нему не ослабевает и сегодня. Впервые этот дом, известный архитекторам всего мира, был обследован и тщательно обмерен группой специалистов института «Спецпроектреставрация» в 1952. Однако проектирование и реставрация затянулись на долгие 15 лет из-за конфликта между наследниками. Это обстоятельство затрудняет также доступ специалистов к архиву зодчего, находящемуся в доме.
Преподавательская деятельность
Много времени Мельников уделял преподавательской деятельности. Он работал в московском Вхутемасе (1921-25), Вхутеине (1927-29), Московском архитектурном институте (1934-37), Московском инженерно-строительный институте (с 1951, профессор), Всесоюзном заочном инженерно-строительном институте (с 1960). Был членом объединения Аснова.
Годы непонимания
В конце 1930-х годов Мельников все больше отходит от активной проектной деятельности. Его проекты резко критиковались и не принимались к реализации. В течение нескольких лет он не получает заказов и делает попытку заняться живописью.
В послевоенные годы он почти не проектирует. А проекты, с которыми он участвует в нескольких конкурсах, остаются незамеченными. Но Мельников не падает духом. В 1962 по собственной инициативе, то есть без заказа, он принимает участие в закрытом конкурсе на проект павильона СССР для всемирной выставки в Нью-Йорке. Этот проект был выполнен на уровне самых передовых архитектурных тенденций. Через 5 лет Мельников делает конкурсный проект детского двухзального кинотеатра на Арбате. Но и эти проекты по достоинству оценены не были.
В последние годы жизни архитектор работает над автомонографией, пытается осмыслить свое место в современной архитектуре.
На фасаде его дома в Кривоарбатском переулке над окном второго этажа можно прочитать полную собственного достоинства надпись «Константин Мельников архитектор».
Похоронен на Введенском кладбище.