Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

барокко

Гуманитарный словарь

БАРО́ККО (итал. barocco - причудливый, предположительно от португ. perola barroca - жемчужина неправильной формы) - явление европ. культуры 16 - нач. 18 в. Эпоха Б. связана с Вел. географич. и науч. открытиями. Изумление, восторг и ужас перед новой картиной мира определяют антиномичность его восприятия. Б. питается также кризисом ренессансного мировоззрения, актуализирует ср.-вековое миропонимание и глубинные мифологич. пласты культуры.

Гл. идея Б. - идея движения, пути, борьбы, представляющая мир как лабиринт и человека в нем как путника. С этим связано представление о единстве, безграничности и многообразии мира, пребывающего в движении, антитетически соединяющееся с идеей его математической структурированности, соизмеримости разл. аспектов мироздания. Последнее определяет характерный для мышления Б. принцип "отражения": человек Б., опираясь на схоластич. логику и риторику, развертывая сложные метафоры и уподобления, мыслит аналогиями, ибо все предметы соотнесены друг с другом и их взаимные отражения проявляют их смысл. Мир в культуре Б., как и в Средние века, осмысляется как книга, он предельно "знаков". С таким мировосприятием соотнесено представление о мире как театре и человеке как актере. Характерные приметы эпохи Б. - такие формы быта, как карнавалы, процессии. Б. актуализирует ср.-вековое историософское представление о цикличности времени. Это представление (предполагающее власть истории над человеком) антиномически соединяется с противоположным - идеей линейности времени, предполагающей принадлежность истории человеку, его независимость от прошлого и свободу творить будущее. Эта же историософия питает актуальную для Б. идею быстротечности времени, чувство драматич. сложности, неустойчивости мира, характерную для Б. тему превратности и тщетности бытия, суетности и непостоянства, "конечности" (мотив "memento mori" - "помни о смерти") мира. Человек Б. вовлечен в круговорот борьбы добра и зла, разума и иррацион. сил, аскетизма и гедонизма с взаимопереходами реального и фантастического, что порождает пристрастие к сенсации, чуду, экзотике, кровавой трагедии.

Для языка культуры Б. характерна всепроникающая аллегоричность, равно применяющая античные мифолог. и христ. сюжеты и образы, специфич. эмблематика, стиль Б. отличают изысканная метафоричность, искусственность.

Для эстетики Б. характерны динамичность, аффектированность, театральность. Отсюда - патетика, грандиозность, контрасты ритмов и масштабов, света и тени. Иск-во Б. возвращается к синкретичности, единству разл. видов иск-тв. Поэзия понимается как говорящая живопись, живопись - как немая поэзия, получает исключит. развитие опера. Театр властно вторгается в жизнь, проявляясь в карнавальных шествиях, пышных придворных празднествах и великолепно обставляемых публичных казнях. Первейшим из иск-тв становится архитектура, включающая в себя декоративную живопись и скульптуру, градостроение и садово-парковое иск-тво. Для архитектуры Б. характерна ансамблевость гор. пространства (площади, улицы, сада, анфилады, даже отд. интерьера). Используя классич. ордерные компоненты, архитектура Б. создает сложные криволинейные планы и причудливую декоративную пластику фасадов, вызывающие игру светотени, порождающие эффекты движения, слияния здания с окружающим пространством. Характерные разорванные фронтоны передают предельное напряжение изобилия, прорывающегося в пространство. Криволинейные формы Б. стали лучшей декорацией для переоформления фасадов и интерьеров готических храмов на классич. основе.

В архитектуре Б. завершается создание интерьера как особого организов. типа пространства, дотоле присущего, как правило, только интерьеру храма. Здесь еще более проявляется синкретизм искусств и театральность (иллюзорные стенные росписи, гобелены, живописные плафоны, раскрывающиеся в иллюзорные небеса, где аллегорич. боги задают трансцендентный смысл театру жизни, зеркала, удваивающие пространство, наборные паркеты, создающие иллюзию объемности пола, "перетекание" живописи в рельеф, рельефа в круглую скульптуру, шпалерная развеска картин и коллекции раритетов). Б. любило баталии и марины, воплощающие картину мира как борьбы и движения, большие репрезентативные портреты, аллегорически демонстрирующие социальную ценность человека, ищущего смысл бытия в собств. индивидуальности; оно создало новые жанры динамичных "охот" и помпезных натюрмортов, изображения стариков, калек, сумасшедших, ужасов войны и мученичества святых; оно тяготело к гротескным орнаментам, демонстрирующим непрерывное фантастич. перетекание животного и растительного, живого и мертвого миров.

В рус. культуре возникновение Б. традиционно связывают с влиянием польского и укр. Б. в 17 в. на лит-ру и отчасти архитектуру. Творцы лит-ры раннего рус. Б. - Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Епифаний Славинецкий, бр. Лихуды, Стефан Яворский - носители европ. учености, Б. ознаменовалось здесь изменением отношения к слову и механизму создания текста (от подражания образцам - к осмысленному следованию риторич. норме). Благодаря культу знания начинается переосмысление роли автора в создании худож. произв., сочинит. ощущает себя творцом текста, моделирующего, организующего действительность. Анахронизмом на этом фоне выглядят попытки старообрядцев мотивировать собств. неприятие новых концепций перевода и книжной справы (редактирования и корректуры печатного и переписываемого текста) приверженностью традициям и освященностью написанного текста. В 17 в. формируется элитарная литра, к-рая, в отличие как от др.-рус. лит-ры, так и от т. н. "народно-демократической", следует рекомендациям риторик и поэтик, изв. рус. книжникам как в переводах, так и на яз. оригиналов. Именно в эпоху Б. в рус. лит. традиции возникают первые опыты описания различий поэзии и прозы, появляются представления о ценности оригинального, авторского в произв., что проявлялось не в выборе "строит. материала" худож. текста - эмблем и символов (их набор уже был задан эмблематич. сб-ками), а в варьировании связей как между разными формулами и цитатами в пределах текста, так и в произвольном совмещении традиц. худож. приемов. Возникает своеобр. традиция включения в текст переосмысленных и искаженных цитат: напр., можно считать типологически родственными приемы построения "Службы кабаку" ("нар.-демократич." пародия) и похвальных слов бр. Лихудов (элитарная лит-ра).

В лит-ре Б. на первое место выходят операции с именами. Использование стилистич. возможностей глагола лишь непродолжительное время актуализируется в истории книжной справы (справщик Савватий) и лит-ре (Житие Аввакума), а затем уходит на второй план. Особенно ярко эта тенденция отражается в полемич. лит-ре и ораторской прозе. Принципиально изменяется система жанров, наблюдается всплеск интереса к поэзии (еще в 16 в. знание стихотв. размеров было показателем особой, редкостной образованности. Текстам, написанным в соответств. с поэтикой Б. (вирши, фигурные стихи, курьезные вирши, похвальные слова, полемич. тексты, школьная драма, панегирик, церк. проповедь) присущи риторичность и изысканный метафоризм, осн. на принципе "остроумия" и связанный с представлением об изоморфности вещей и идей, взаимоотражения идей и реалий.

Начиная с царствования Петра I Б. становится господствующим стилем рус. культуры в целом. Все петровские реформы обнаруживают органическое барочное мировоззрение царя и новый способ мышления просвещ. части рус. об-ва. Б. проявляется также в проповедях и панегириках петровского времени, фейерверках, в таких типичных для Б. явлениях, как Кунсткамера и Анатомический театр. Замечательными феноменами Б. в истории рус. культуры стали "Всепьянейший и всешутейший собор" и ассамблеи Петра I. Типичными празднествами Б. являются торжества по случаю Ништатского мира в 1721 или шутовская свадьба в Ледяном доме (1740).

В 18 в. лит-ра рус. Б. также претерпевает столь серьезные изменения, что проблема преемств. связи рус. Б. 17 и 18 вв. остается нерешенной. В лит-ре 18 в. рождаются жанры элегии, оды, сатиры; у ее крупнейших представителей В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова черты Б. сочетаются с рококо и классицизмом. В кон. 17 - нач. 18 в. развивается рус. театр, где в 1730-х гг. постоянно выступают иностр. труппы, и осн. видом театр. действа становится opera seria.

В архитектуре России Б. называют два разл. худож., явления. В последней четв. 17 в. развивается нарышкинское ("московское") Б., продолжающее традиции предшеств. этапа рус. архитектуры, но испытавшее в декоративных мотивах сильное влияние зап. Б., гл. обр. украинско-польского. Содержательно этот стиль, возможно, представляет рус. вариант маньеризма. В нач. 18 в. благодаря приезду многочисл. европ. мастеров и стр-ву С.-Петербурга в рус. архитектуре проявляется стиль европ. Б., постепенно распространяющийся за пределы новой столицы. Россия пришла к барочному мировоззрению тогда, когда в Европе оно было уже на излете, заменяясь классическим спокойным величием или рокайльной легкой театральностью. Петр I не воспринял принципов франц. классицизма, чьи формы не соответствовали рус. ментальности петровской эпохи (и возможностям рус. технологий). Потому Б. естественно слилось в творчестве елизаветинских мастеров с рококо - последним, утонченным всплеском Б. в России. Питаемое из итал., голланд., нем. и др. источников, петровское Б. является, м. б., не столько стилем, сколько поиском стиля. В архитектуре его прекрасные образцы - дворцы Петра I, Летний, Монплезир и др., Кунсткамера, Петропавловский собор в СПб. Б. определенным, хотя тоже эклектичным, является стиль петровского интерьера, его декоративной скульптуры, живописи и обстановки (те же здания). При этом содержание сложных аллегорич. композиций, выбор сюжетов картин и увлечение коллекционированием раритетов отчетливо отражают идеи, к-рые определяют культуру Б. Предельным выражением Б. в России стали Нижний и Верхний сады в Петергофе с их символич. планировкой, бесчисл. фонтанами и множеством аллегорич. скульптур. Садами Б. являются также Летний в СПб., Стрельнинский и Нижний в Ораниенбауме, Старый Голландский в Царском Селе.

1730-40-е гг. отмечены в рус. архитектуре работами Коробова, Еропкина, Земцова. Расцвет рус. Б. приходится на время правления Елизаветы I Петровны и связан прежде всего с именем архитектора графа В. В. де Растрелли. Лучшие образцы его творчества в России - дворцовый анс. в Царском Селе: протянувшаяся на 300 м анфилада дворца и регулярные сады с павильонами Эрмитаж, Монбижу, Грот и Катальная горка. Барочные принципы великолепно представлены Растрелли в Зимнем дворце (1754-62), в комплексе Смольного мон. (1748-64). При пышности отделки, почти беспредельном разнообразии декоративных форм, при игре светотени на фасадах, при множестве скульптур на фасадах и в интерьерах, при красочности сочетаний и позолоты все произв. Растрелли сохраняют классич. ясность композиции, а грандиозность Б. в его работах сочетается с утонченностью рококо. Обязат. чертой в церк. зодчестве елизаветинского времени становится пятиглавие, сочетание к-рого с барочной формой явилось первым опытом синтеза европ. худож. форм с нац. традицией, не имеющим аналогов на Западе. В Москве близкие концепции развивает школа Ухтомского, автора знаменитой колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741-69). В скульптуре стиль Б. в России проявился в работах графа Б. де Растрелли и в декоративном оформлении интерьеров; в живописи - прежде всего монументально-декоративной, во дворцах (плафоны и др. росписи дворцовых зал) и церквах, в уникальной иконописи для православных иконостасов (напр., иконы Петропавловского собора, написанные по образцам голландских гравюр - илл. к Библии), а также в расцвете жанра парадного аллегорич. портрета.

В 1-й трети 18 в. культурное напряжение Б. постепенно сменяется филос. и худож. гедонизмом рококо. В истории рус. иск-ва формы раннего рококо проявились в творчестве франц. мастеров, работавших в петровских дворцах Петергофа, сменившись затем б. архаичным стилем Растрелли. С сер. 18 в. вновь возвращается рококо, и тогда же барочные традиции повсеместно уступают место неоклассицизму (в России именуемому классицизмом). Во 2-й четв. 19 в. в Европе и России происходит возрождение форм Б. в архитектуре, мебели, фарфоре и т. п., но в эту эпоху Б. воспринимается исключительно как пышный и нарядный стиль, его напряженное духовное содержание чуждо новому времени, и в этом отношении необарокко изо всех неостилей Б. всего чистая форма, хотя и имеющая собств. эволюцию, вершиной к-рой стал стиль Наполеона III. История рус. архитектуры знает также неонарышкинский стиль, проявившийся в отд. культовых постройках как поздний вариант неорус. стиля, и неопетровский стиль, представленный неск. зданиями и ансамблями Пб., родившийся как худож. манифест раннего ретроспективного модерна и связанный позже с темой 200-летия города; отд. рецепции этого стиля встречаются в совр. архитектуре Пб.

Лит.: Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 1913; Барокко в России / Под ред. Некрасова А. И. М., 1926; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973; Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер 18-19 вв. Л., 1977; Виппер Б. Р. Архитектура рус. барокко. М; Славянское барокко. М., 1979; Барокко в славянских лит-pax. M., 1983; Панченко А. М. Рус. культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Нарышкинское Барокко. Церковь Покрова в Филях

Нарышкинское Барокко. Церковь Покрова в Филях

Барокко. Андреевский собор в Киеве, В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин.

Барокко. Андреевский собор в Киеве, В. В. Растрелли, И. Ф. Мичурин.

Полезные сервисы

"мир искусства"

Гуманитарный словарь

"МИР ИСКУ́ССТВА" - худож. течение "Серебряного века". Существовало с 1898 по 1927 с перерывами, принимая разные организац. формы: журнал, выставка, об-во художников. 1-й период "М. И." - 1898-1904. Ядром 1-го об-ва "М. И." был кружок родственников Александра Бенуа и его соучеников по гимназии К. Мая: Д. В. Философов, Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере. В 1898 был основан худож. и лит.- критич. ж. "М. И.", выходивший в СПб. по 1904 (до 1901 - раз в 2 недели, затем раз в месяц). Издателями первонач. были изв. меценаты кн. М. С. Тенишева и С. И. Мамонтов, затем гл. ред. стал Дягилев (с № 10 за 1903 совм. с А. Н. Бенуа). Кружок Бенуа образовал под эгидой журнала одноим. выставочный союз (офиц. оформлен в 1900).

"М. И." был реакцией на прагматизм и идеологизм как установившиеся ценности рус. культуры того времени, острым неприятием антиэстетизма современности, идей Н. Г. Чернышевского и В. В. Стасова. "М. И." стал поворотом к идеалам свободы творчества, к утверждению собственно эстетич. критериев, приоритетов худож. индивидуальности. В публикациях отчетливо выступает утверждение эстетики худож. индивидуализма, иск-ва как преобразования жизни, вера в красоту формы и синтез иск-в, ориентация на творческие искания, связанные со стилем "модерн". Журнал, ставивший своей целью пропаганду нового иск-ва и знакомство рос. публики с его достижениями в России и на Западе, знакомил читателей с рус. и иностранной худож. жизнью, публиковал обзоры иностр. изданий, воспроизведения выставочных экспозиций, репродукции современных произв. В ред. статьях первых номеров были сформулированы осн. принципы движения "М. И." и направленность журнала: проблемы сов. культуры - это проблемы худож. формы; гл. задача иск-ва - воспитание эстетич. вкусов об-ва; худож. творчество само есть высшая ценность. Журнал публиковал много мат-лов по вопросам декоративно-прикладного иск-ва, нар. творчества и кустарных промыслов; печатались эстетические статьи, посвященные актуальным для эпохи проблемам синтеза иск-в, отдельным его видам, напр. книжной графике, а также вопросам худож. образования; очерки о т-ре, ставшем полигоном новых худож. исканий в области синтеза иск-в; лит.-критич. эссе и пр. Деят-ность художников "М. И." способствовала развитию в России иск-в интерьера, т-ра, эстампа, книги - в этих иск-вах более всего проявились результаты поиска стилеобразующего начала, целостного иск-ва, синтеза.

Журнал "М. И." представлял собою роскошно оформленное, изысканное изд., имеющее большую худож. ценность как самостоят. произв. графич. иск-ва (А. И. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и др.). Виньетки, трансформировавшие мотивы модерна, петербургского классицизма, неорусского стиля и финского неоромантизма, стали своеобразной эмблемой "М. И.". Ж. публиковал многочисл. материалы по истории рус. иск-ва 18 - 1-й четв. 19 вв., популяризация к-рого, как и проблемы охраны памятников, стала важной частью деят-ности "мирискусников".

Ж. имел два отдела: худож. и лит.-критич. (поэзия и проза за редчайшими исключениями не публиковались). Худож. отдел ж. стоял на позициях чистого самодостаточного эстетизма и отличался особым интересом к петербургскому периоду истории России и рус. иск-ва. Санкт-Петербург как "окно в Европу" был для деятелей "М. И." символом единения России и Зап. Европы, Петр Великий - гл. кумиром кружка А. Н. Бенуа.

В 1898 С. П. Дягилев организовал 1-ю выставку картин ж. "М. И.": "Выставку русских и финляндских художников" в Петербурге, само название к-рой говорит о неоромантической ориентации программы "М. И.", его связи с направлением "Северного модерна". В 1899 он же устроил "Первую международную выставку", и в дальнейшем "выставки картин журнала" проходили до 1903 в Петербурге (в 1902 - в Москве). В 1902-03 действовал постояннный петербургский салон "Современное искусство", выставлявший образцы декоративно-прикладного иск-ва и оформления интерьера. Во главе "М. И." стояли С. П. Дягилев и А. Н. Бенуа. В объединение художников "М. И." входили петербуржцы Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, З. Е. Серебрякова, К. А. Сомов и др. живописцы и графики обеих столиц: И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов; участвовали в выставках А. М. Васнецов, М. А. Врубель, С. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак и др. - т. е. почти все художники, противостоявшие академич. и позитивистско-натуралистич. направлениям в рус. худож. к-ре, и нек-рые передвижники.

Каждый художник, принадлежавший к "М. И.", представляет ярко выраж. индивид. манеру творчества, и в этом отношении объединение "М. И." обладало худож. целостностью не школы, а направления свободы поиска. Общими чертами мастеров "М. И." в живописи и графике являются орнаментализация изображения, доминирование узора над рисунком, контура над цветом, отсюда преобладание графичности над живописностью, утонченный декоративизм. Характерной чертой эстетич. идеологии "М. И." был пассеизм. Он проявился неоклассическими мотивами у Бакста, Серова, Добужинского; мотивами дворянской жизни и иск-ва прошлого - эпох рококо и ампира у Сомова, Бенуа, часто отмеченными, наряду с идеализацией, легкой иронией к изображаемому; национальным романтизмом - мотивами Др. Руси и фольклора - у Билибина и Рериха; и всеобщим увлечением петровской эпохой (что проявилось и в творчестве архитекторов, близких "М. И.", создавших неопетровский стиль). Для "М. И." характерны тяготение к игре, широкое использование фантастики, сказки, гротеска, мотивов театра, марионетки, маски, карнавала, сна, видений, эротики.

В целом творчество большинства "мирискусников" в ранний период стилистически относится к модерну, охватывая собою все многообразие форм и мотивов этого стиля в рус. живописи, графике, театр.-декорационном и декоративно-прикладном иск-ве. В более широком смысле "М. И." принадлежит к символизму, воплощая его в изобразит. иск-вах. Но насыщенность историко-культ. реминисценциями в сочетании с иронией и самопародией отличают "М. И." от собственно символизма и модерна, придавая этому движению специфический петербургский дух, ставший определяющей чертой "Серебряного века", проявившийся вскоре в поэтике акмеистов.

Лит.-крит. отдел журнала, возглавляемый Д. В. Философовым (основными участниками его были Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус), отличался религиозно-мистической направленностью и мессианскими надеждами этнофильского свойства, исповедовал связь иск-ва с религией, поиск нового религ. сознания. Среди крупнейших публикаций лит.-крит. отд. "М. И." - работа Мережковского "Л. Толстой и Достоевский", его статья "Пушкин", статья В. В. Розанова "Гоголь", иссл. Льва Шестова "Достоевский и Ницше. Философия трагедии", программные для символизма лит.-крит. статьи В. Я. Брюсова и Андрея Белого. Филос.-историч. противостояние в опред. степени способствовало внутр. полемичности издательской линии журнала, и в 1903 вследствие открытой полемики Мережковский, Гиппиус и Философов покинули "М. И.", создав журнал "Новый путь" (1903-04). В те же годы лит.-крит. отдел был выделен в отд. изд. "Хроника журнала "Мир искусства"". Ж. играл ведущую роль в самоопределении рус. нового иск-ва, к-рую после его закрытия в 1904 взяли на себя символистский журнал "Весы" и "Аполлон".

С закрытием журнала в 1904 объединение "М. И." также перестало существовать, большинство его членов в 1904-10 входило в "Союз русских художников", образованный в 1903, когда "мирискусники" объединились с московской группой "36 художников". В 1906 С. П. Дягилев организовал выставку "М. И." - в память журнала и его выставок. В том же году она экспонировалась в составе "Русской художественной выставки: 200 лет русского искусства" в Берлине и Венеции. В это время максимально активизируется театральная деят-ность художников.

В 1910 произошел раскол московских (тяготевших к авангардизму) и петербургских (пристрастных к историзму) художников. Это привело к возрождению петербургского "М. И." - теперь как об-ва художников. 2-й период "М. И." охватывает 1910-24, но, как и 1-й, выходит из своих хронологич. границ.

Председателем об-ва "М. И." был Н. К. Рерих, к 1917 оно насчитывало ок. 50 членов, еще в меньшей мере, нежели в 1-м периоде, единых в своей манере - но единых в отрицании академизма и заидеологизированности передвижничества. Об-во проводило регулярные коллективные выставки в Петербурге и Москве, в 1912 также в Киеве, организовало в 1911-12 1-ю персональную выставку М. К. Чюрлениса, было представлено отдельной экспозицией на международной выставке в Риме в 1911. Художники "М. И." были организаторами спектаклей "Русских сезонов" в Париже и Лондоне, ставших триумфом синтеза иск-в. В 1921-22 от "М. И." отделилось и устраивало выставки в Москве под тем же названием самостоятельное об-во под председательством И. И. Машкова. Последней выставкой "М. И." была выставка в Ленинграде в 1924; но, как и после конца 1-го периода, была еще одна выставка "М. И." - в Париже в 1927.

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Белые ночи»

М. Добужинский. Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Белые ночи»

Полезные сервисы