*неопла/та, -ы
неоплатно
Толковый словарь
I нареч. качеств.-обстоят.
1. Превышая платёжную способность должника.
2. перен.
В высшей степени, предельно в своём проявлении; чрезмерно, чрезвычайно, очень.
II предик. разг.
1. Оценочная характеристика долга кого-либо перед кем-либо как превышающего платёжную возможность должника.
2. перен.
Оценочная характеристика чего-либо как исключительного, чрезвычайного по силе проявления.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Полезные сервисы
неоплатность
неоплатный
Толковый словарь
прил.
1. Превышающий платёжную способность должника.
2. перен.
Такой, который не может быть оплачен из-за своей исключительности.
Толковый словарь Ушакова
НЕОПЛА́ТНЫЙ, неоплатная, неоплатное. Такой, который не может быть оплачен или который не в состоянии уплатить, преим. в выражениях: 1) неоплатный долг (разг.) - превышающий платежную способность должника. Я у вас в неоплатном долгу; 2) неоплатный должник - имеющий неоплатный долг.
Толковый словарь Ожегова
НЕОПЛА́ТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна. (книжн.).
1. Такой, к-рый не может быть оплачен, очень значительный. В неоплатном долгу перед кем-н.
2. полн. Такой, к-рый очень много должен, многим обязан кому-н. Я ваш н. должник.
| сущ. неоплатность, -и, жен. (к 1 знач.).
Толковый словарь Даля
НЕОПЛАТНЫЙ - долг, неоплатимый, который платить не по силам, нечем; - должник несостоятельный, не могущий уплатить долгов. Неоплатность этого долга очевидна. Неоплатность лишает права торговли.
Энциклопедический словарь
НЕОПЛА́ТНЫЙ -ая, -ое; -тен, -тна, -тно.
1. Такой, который не может быть оплачен, выплачен. Н. долг. Н-ые проценты.
2. Не имеющий возможности уплатить, выплатить долг. Н. должник.
Академический словарь
-ая, -ое.
1. Такой, который не может быть оплачен, выплачен.
Требование огромного налога тотчас повело бы к неоплатным недоимкам. Чернышевский, Очерки из политической экономии (по Миллю).
Не думая о будущем, он ловил удобный случай, чтобы набрать у торгашей как можно больше товаров, и вечно был в неоплатном долгу. Задорнов, Амур-батюшка.
2. Не имеющий возможности уплатить, выплатить долг.
Неоплатный должник.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова неоплатный
неопла́тный, неопла́тная, неопла́тное, неопла́тные, неопла́тного, неопла́тной, неопла́тных, неопла́тному, неопла́тным, неопла́тную, неопла́тною, неопла́тными, неопла́тном, неопла́тен, неопла́тна, неопла́тно, неопла́тны, неопла́тнее, понеопла́тнее, неопла́тней, понеопла́тней
Синонимы к слову неоплатный
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
неоплатонизм
Энциклопедический словарь
Неоплатони́зм - направление античной философии III-VI вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем Едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершённое Проклом. Основные школы: римская (III в., Плотин, Порфирий), сирийская (IV в., Ямвлих), пергамская (IV в., император Юлиан), афинская (V-VI вв., Прокл), александрийская (V - начало VII вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
* * *
НЕОПЛАТОНИЗМ - НЕОПЛАТОНИ́ЗМ, направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином (см. ПЛОТИН) и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин (см. МАРИЙ ВИКТОРИН), Марциан Капелла (см. КАПЕЛЛА Марциан), Боэций (см. БОЭЦИЙ). Неоплатонизм оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
Большой энциклопедический словарь
НЕОПЛАТОНИЗМ - направление античной философии 3-6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: гимская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5-6 вв., Прокл), александрийская (5 - нач. 7 вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
Энциклопедия Кольера
НЕОПЛАТОНИЗМ - направление античной философии, сыгравшее роль связующего звена между древней и средневековой философией. Первоисточник этой философии - учение Платона (ок. 427-347 до н.э.), дополненное заимствованиями из Аристотеля (ок. 384-322 до н.э.) и стоиков, однако непосредственным основателем неоплатонизма явился Плотин (205-270 н.э.), труды которого были приведены в порядок и изданы его учеником Порфирием (ум. ок. 305). Языческую версию неоплатонизма завершило творчество Прокла (410/412-485). Неоплатонизм смог дать ответы на многие умозрительные вопросы, с которыми сталкивались такие христианские авторы, как св. Августин (354-430), Псевдо-Дионисий Ареопагит (вероятно, 5 в.), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-878), Альберт Великий (ок. 1206-1280), Майстер Экхарт (1260-1327) и Николай Кузанский (1401-1464), а также арабский философ Авиценна (980-1037) и еврейский философ Ибн Гебироль (1021-1070). Влияние неоплатонизма прослеживается также в произведениях византийского теолога Георгия Гемиста Плифона (ок. 1355-1450), философов итальянского Возрождения Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). Близкие неоплатонизму учения выдвигались другими мыслителями Нового времени, например Якобом Беме (1575-1624), Бенедиктом Спинозой (1632-1677) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646-1716). Основные положения неоплатонизма содержатся в сочинениях Плотина. Хотя языческие философы, следовавшие за ним, особо подчеркивали значение магических и религиозных обрядов и придали учению Плотина большую систематичность, основные его идеи были сохранены ими в неизменном виде. В Эннеадах Плотин предлагает концепцию Вселенной, образованной четырьмя иерархическими уровнями, низший из которых представляет собой чувственно воспринимаемый мир. Этот мир не является поистине реальным или умопостигаемым, поскольку первоматерия, лежащая в его основе, соединяется с небытием и злом, и вещи чувственного мира едва превосходят подлинностью изменчивые отражения тех настоящих реальностей, которые можно встретить лишь на более высоких уровнях. Отвращаясь от всего материального и восходя на более высокие уровни, душа человека должна освободиться от этого низменного мира. Следующий уровень - сфера Души ("псюхэ"). Эта всеобъемлющая Душа, содержащая "логосы", т.е. индивидуальные человеческие души, имеет две природы: нижняя сосредоточена на чувственном мире, а высшая устремлена вверх, к Уму ("нус"). Тем самым Душа оказывается непосредственно связанной со следующим, более высоким уровнем, Умом, содержащим в себе частные умы более низкого уровня. Иными словами, Душа и ее содержание есть не что иное, как разместившиеся на более низком уровне Ум и его содержание, где они делаются дробными и множественными, обладая меньшей мощью и совершенством. На вершине иерархии, безмерно высоко вознесенной над Умом, пребывает сверхреальность, первопричина и конечная цель всего сущего, Единое - Благо. Совершенство Единого настолько превосходит все следующее за ним, что мы не в состоянии приписать Единому никакого атрибута. Даже называя его Единым или Благом, мы не описываем его самого, но лишь соотносим Единое с оказываемыми им воздействиями: Единое объединяет нас, и наша любовь обретает в нем свою конечную цель. Мы не можем определить само Единое, но можем лишь сказать, чем оно не является. Но даже эти отрицательные характеристики должны уступить место полному, чутко прислушивающемуся молчанию, которое достигается за пределами бытия, знания и речи, когда душа фактически растворяется в Едином. Тогда она обретает не только Единое, но и свою подлинную сущность. "Когда душа спускается [[с высшего уровня в материальный мир]], она приходит к злу, а значит, и небытию [[материи]], но не к полному небытию. Пройдя же обратный путь, душа приходит не к чему-то иному, но к самой себе, ведь когда душа не пребывает в чем-то ином, она пребывает в самой себе. Однако пребывание души в самой себе, а не в небытии, означает пребывание в Едином, ибо посредством такого приобщения нечто становится самим собой не как сущее, но за пределами сущего. Итак, если человек видит, что сделался таким, он уподобляется Единому, и если он уйдет от себя, подобно тому, как изображение стремится к подлиннику, человек достигнет конца своего странствия. Когда же видение оставляет человека, он пробуждает в себе добродетель и созерцает себя украшенным ею, делаясь от добродетели легким и восходя к Уму и мудрости, а посредством мудрости - к самому Единому. Такова жизнь богов и жизнь божественных и блаженных людей: избавление от вещей сего мира, жизнь, не находящая в вещах сего мира удовольствия, бегство одинокого к Одинокому" (Эннеады VI 9, 11). В связи с этим неоплатонизм уделяет мало внимания материальной Вселенной и отказывает уникальным, особым свойствам человеческой личности в какой-либо ценности: для Плотина все это недействительные и малоценные приращения, с которыми следует расстаться при достижении Единого (Эннеады V 5, 12). Тем не менее это учение обладает притягательной силой подлинной философии, дающей вразумительное и стройное представление о реальности. Поскольку неоплатонизм указывает жизненный путь, следуя которому душа достигает счастья и совершенства, он предлагает человеку свою этику и образ жизни. Внушая благоговейную приверженность объекту поклонения, эта философия оказывается подлинно религиозной. Проповедуя достижение окончательного слияния с этим объектом, неоплатонизм увенчивается мистицизмом. Поэтому на протяжении всей истории человеческой мысли он оказывал такое глубокое, сильное и разнообразное влияние. См. также ПЛАТОН; ПЛОТИН.
ЛИТЕРАТУРА
Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1980 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1-2. М., 1988
Иллюстрированный энциклопедический словарь
НЕОПЛАТОНИЗМ, направление античной философии 3 - 6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. Основатель неоплатонизма - Плотин. В центре неоплатонизма - учение о сверхсущем едином и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. Основные школы: римская (3 в., Плотин, Порфирий), сирийская (4 в., Ямвлих), пергамская (4 в., император Юлиан), афинская (5 - 6 вв., Прокл), александрийская (5 - начало 7 вв.). Латинские неоплатоники - Марий Викторин, Марциан Капелла, Боэций. Оказал широкое влияние на европейскую и восточную философию.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова неоплатонизм
не́оплатони́зм, не́оплатони́змы, не́оплатони́зма, не́оплатони́змов, не́оплатони́зму, не́оплатони́змам, не́оплатони́змом, не́оплатони́змами, не́оплатони́зме, не́оплатони́змах
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова неоплатонизм
Полезные сервисы
неоплатоник
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова неоплатоник
не́оплато́ник, не́оплато́ники, не́оплато́ника, не́оплато́ников, не́оплато́нику, не́оплато́никам, не́оплато́ником, не́оплато́никами, не́оплато́нике, не́оплато́никах
Большой словарь иностранных слов
Сканворды для слова неоплатоник
- Последователь учения об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала.
Полезные сервисы
неоплатоники
неоплатонический
Слитно. Раздельно. Через дефис
Формы слов для слова неоплатонический
не́оплатони́ческий, не́оплатони́ческая, не́оплатони́ческое, не́оплатони́ческие, не́оплатони́ческого, не́оплатони́ческой, не́оплатони́ческих, не́оплатони́ческому, не́оплатони́ческим, не́оплатони́ческую, не́оплатони́ческою, не́оплатони́ческими, не́оплатони́ческом, не́оплатони́ческ, не́оплатони́ческа, не́оплатони́ческо, не́оплатони́чески