Толковый словарь
м.
1. Философское направление XX в., связанное с возрождением и развитием идей реализма [реализм I].
2. Направление в киноискусстве и литературе, зародившееся после Второй мировой войны в Италии, которое отстаивало идеи свободы, социальной справедливости, человеческого достоинства.
Энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИ́ЗМ -а; м.
1. Современное философское направление, связанное с возрождением и развитием идей реализма (1 зн.). // Направление в изобразительном искусстве (главным образом США) 50 - 60-х гг. 20 в., пропагандировавшее возврат к реалистическим традициям, а на практике - к натурализму.
2. Направление в киноискусстве и литературе, зародившееся после второй мировой войны в Италии и отстаивавшее идеи социальной справедливости, свободы, человеческого достоинства.
◁ Неореалисти́ческий (см.).
* * *
неореализм - I
направление в философии XX в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, W. Р. Montague, Э. Холт, Е. Holt, Э. Сполдинг, Е. Spaulding, У. Марвин, W. Marwin, У. Питкин, W. Pitkin). Выдвинул положение о непосредственной «данности» познаваемой вещи в сознании. Основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.
II
направление в итальянском кино и литературе середины 40-х - середины 50-х гг. XX в. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм «Рим - открытый город» (1945, режиссёр Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
* * *
НЕОРЕАЛИЗМ - НЕОРЕАЛИ́ЗМ,
1) направление в итальянском кино и литературе середины 1940-х - середины 1950-х. Фильмы, основанные на документальных фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм «Рим - открытый город» (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини (см. ДЗАВАТТИНИ Чезаре), Л. Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино), В. Де Сика (см. ДЕ СИКА Витторио), Дж. Де Сантис (см. ДЕ САНТИС Джузеппе), П. Джерми (см. ДЖЕРМИ Пьетро); в литературе - В. Пратолини (см. ПРАТОЛИНИ Васко), К. Леви (см. ЛЕВИ Карло), Э. Де Филиппо (см. ДЕ ФИЛИППО Эдуардо) . Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
2) В изобразительном искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон (см. ФУЖЕРОН Андре) во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо (см. ГУТТУЗО Ренато), крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
Большой энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ - 1) направление в итальянском кино и литературе сер. 40-х - сер. 50-х гг. 20 в. Фильмы, основанные на документальнх фактах, снимались главным образом на натуре, с непрофессиональными исполнителями. Художественный манифест - фильм "Рим - открытый город" (1945, режиссер Р. Росселлини). Главные представители в киноискусстве - Ч. Дзаваттини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сантис, П. Джерми; в литературе - В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Неореализм оказал большое влияние на развитие кинематографии Италии, кино других стран.
2) В изо-искусстве зарубежных стран конца 1940-х-1950-х гг. Художники этого круга (напр., Б. Таслицкий, А. Фужерон во Франции) программно противопоставляли свое искусство авангардизму, создавая образы народной жизни и социальной борьбы. Их деятельность обычно была тесно связана с культурной политикой компартий. Позднее они (подобно Р. Гуттузо, крупнейшему мастеру такого рода) значительно расширили диапазон своих стилистических поисков.
-----------------------------------
НЕОРЕАЛИЗМ - направление в философии 20 в. Основные идеи выдвинули Дж. Э. Мур и Б. Рассел, в особую доктрину был развит в США (Р. Перри, У. Монтегю, Э. Холт, Э. Сполдинг, У. Марвин, У. Питкин). Выдвинул положение о непосредственной "данности" познаваемой вещи в сознании, ведущее к растворению внешнего мира в мышлении. Основа космологии неореализма - теория эмерджентной эволюции. В 1930-х гг. утратил влияние.
Гуманитарный словарь
НЕОРЕАЛИ́ЗМ - организационно не оформленное течение в рус. реализме 1910-х гг. Термин "Н." возник в критике как результат переосмысления идей С. А. Венгерова о начавшейся с 90-х гг. 19 в. смене психологического настроя и эстетической системы рус. лит-ры. Венгеров характеризовал произведения разных лит. направлений (и модернистских, и реалистических) 1890-1910 единым термином "неоромантизм", как бы нивелируя специфику худож. метода писателей, объединенных "единым психологическим настроем". Но и сам Венгеров признавал спорность подобного объединения. Для обозначения метода творчества ряда реалистов, испытавших влияние модернизма, он употреблял также термин "синтетический модернизм", "символический реализм". Наибольшее распространение в критике 1910-х гг. (Г. Чулков, В. Брюсов и др.) приобрел термин "Н.". Наиб. развернутые характеристики этого течения даны в статьях Е. Колтоновской "Поэт для немногих" (Б. Зайцев), 1909; "Пути и настроения молодой литературы", 1912; "На пути к новому реализму. По поводу "Движений" Сергеева-Ценского", 1912; "Наша художественная литература в 1913 г.", 1914 и др. В обл. проблематики для писателей-неореалистов характерен переход от социологизма и тенденциозности к нравств.-филос. темам, к "вечным вопросам". В обл. поэтики - субъективация и лиризация прозы, усиление роли символа, использование мифопоэтич. начала как худож. средства. Критики отмечали обогащение поэтики неореалистов за счет усвоения худож. открытий символизма. К представителям неореализма относили С. Сергеева-Ценского, Б. Зайцева, И. Новикова, А. Ремизова, А. Толстого и др.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
НЕОРЕАЛИЗМ, направление в итальянском кино, возникшее на исходе 2-й мировой войны. Фильмы 1945 - 52 (режиссеры Р. Росселлини, В.Де Сика, П. Джерми, Дж. Де Сантис, Л. Висконти и др.) запечатлевали жизнь Италии последних военных и первых послевоенных лет. Эстетика жизненной правды, сдержанность и лаконичность стиля, сосредоточенность на жизни простых людей, использование непрофессиональных исполнителей являются отличительными чертами итальянского неореализма, оказавшего влияние также и на киноискусство других стран.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Трудности произношения и ударения
неореали́зм. Произносится [нэореали́зм].
Формы слов для слова неореализм
не́ореали́зм, не́ореали́змы, не́ореали́зма, не́ореали́змов, не́ореали́зму, не́ореали́змам, не́ореали́змом, не́ореали́змами, не́ореали́зме, не́ореали́змах
Морфемно-орфографический словарь
Новый словарь иностранных слов
неореали́зм
(см. нео... + реализм)
1) одно из направлений в современной англо-американской буржуазной философии; замаскированная форма субъективного идеализма, отождествляющая бытие и сознание.
2) направление в итальянском кинематографе, поставившее целью отображать жизнь простых, бедных людей. Наиболее яркие представители течения: Ф. Феллини
Словарь галлицизмов русского языка
НЕОРЕАЛИЗМ а, м. néo-réalisme m. Художественная тенденция в живописи в духе реалиста Курбе. Реализм был густая, полновесная и тяжелая живопись масляными красками. Нео-реализм хочется сравнить с акварелью, из под которой сквозит лирический фон души. Волошин Лик творчества 62.
Сканворды для слова неореализм
- Направление в итальянском кино и литературе середины XX века.
Полезные сервисы