кто. Разг. Предосуд. То же, что Нечист на руку кто. Так можно ли относиться к нему (общественному богатству) как к чему-то чужому, не нам принадлежащему, можно ли позволять нечистым на руку людям безнаказанно обращаться с ним? (Л. Южаков. Ковры под псевдонимом).
нечистый на руку
Фразеологический словарь
Фразеология
кто быть
В роли опред.
Лентяй и лодырь, отлынивавший от работы, и ко всему этому нечистый на руку, Прошка с самого начала плавания стал в положение какого-то отверженного парии. К. Станюкович, Человек за бортом.
Салтыков был мелким интриганом, к тому же нечистым на руку. М. Ильин, Василий Иванович Баженов.
Господи Иисусе, она мечтает провести остаток ночи, вернее, утро, в кухне Егора Шубина?! Нечистого на руку адвоката, которого она с таким блеском разоблачила не далее как вчера и который вчера же чуть было её не убил?! Т. Устинова, Седьмое небо.
Учил крестьянских детей дьячок Игнат, не особенно чистый на руку и забулдыга. М. Дудин, Где наша не пропадала.
Вершиной его карьеры в "Розе ветров" было дело о краже аметистовых серёжек одной из постоялиц. <...> за два дня он расколол нечистую на руку горничную, которую с позором удалили из "Розы ветров". В. Платова, Хрустальная ловушка.
Принимать их [орудия] приезжали чины адмиралтейства - очень схожие друг с другом красноносые старички, пившие в изобилии и нечистые на руку. П. Паустовский, Судьба Шарля Лонсевиля.
<...> нужно было скорее прояснять его связи и ловить наших чиновников и бизнесменов, нечистых на руку. Ф. Незнанский, Кто правит бал.
В случае выявленных нарушений документы будут переданы в РУБЭП. Нечистым на руку предпринимателям придётся отвечать по закону. т/п "Дежурная часть", 2002.
культурологический комментарий:
В основе образа фразеол. лежит древнейшее противопоставление "чистый - грязный", восходящее к архетипическим формам ви/дения мира, т. е. к наиболее древним формам коллективно-родового (надличностного) осознания и моделирования мира-хаоса. Образ фразеол. восходит также к древнейшему метонимическому отождествлению части и целого: рука (часть) замещает человека-деятеля как такового (целое).
Образ фразеол. соотносится через элемент нечистый "грязный" с цветовым кодом культуры, через элемент рука - с соматическим, т. е. телесным, кодом. В целом образ фразеол. соотносится с духовным кодом культуры, поскольку нечистый символически осмысляется как атрибут нравственной нечистоплотности; ср. чистая душа - грязная душонка, чистые помыслы - грязные мысли, чистая правда - грязная ложь.
фразеол. содержит антропоморфную метафору, в которой нравственная нечистота человека выражается переносом признака "нечистый" на основное "орудие", с помощью которого человек оперирует предметами окружающего мира и осуществляет свою деятельность, т. е. на руку.
автор:
В. В. Красных