Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

обряды жизненного цикла

Гуманитарный словарь

ОБРЯ́ДЫ ЖИ́ЗНЕННОГО ЦИ́КЛА - группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете - все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Времено́й мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и включаются в широкий контекст и не являются независимыми: так, младшая сестра обычно не выходит замуж раньше старшей, брак детей старит родителей, переводя их в другой возрастной слой). В этом проявляется и отличие от др. обрядов и их соотнесенность; гл. циклом, с к-рым соотнесена жизнь чел., является годовой цикл, вернее неск. годовых циклов: традиционный, крестьянский, чисто церковный. В церковном, в свою очередь, различаются подвижный и неподвижный круг праздников. Жизненный и годовой циклы метафорически приравнены друг к другу (весна - осень, юность - старость), а также и дневному циклу (утро - вечер), взаимопроникают - так, в родильных и свадебных обрядах много эл-тов календарной обрядности, календарные обряды часто допускают участие лишь лиц опред. возраста (детей, молодежи и т. п.) и специально отмечают будущее (в гаданиях) и прошедшие за минувший год браки (напр., в масленичной обрядности). По объему понятие О. Ж. Ц. почти совпадает с понятием семейных обрядов, искл. составляют обряды рекрутские, к-рые отмечаются не одной семьей. С др. стороны, по содержанию эти понятия очень отличны: семейная обрядность описывает среду, условия исполнения обрядов, а термин "О. Ж. Ц." - их сущность, их макросюжет. По своим типологическим характеристикам эти обряды принадлежат к обрядам переходным, или инициационным. В этом смысле к О. Ж. Ц. следует относить и такие обряды, к-рые сост. возрастную веху: монашеский постриг, рукоположение в священники, коронование, посвящение в рыцари, в шаманы, в мастера (в цеховой организации) и т. п.

Сам термин "цикл" подразумевает, что обряды образуют некий акротекст, макросюжет. В сл. жизненного цикла в высших своих точках сюжет человеческой жизни состоит из двух "крайних", "граничных" ритуалов и одного или нескольких срединных. Таким срединным ритуалом, как правило, является свадьба. Отмечалось, что свадьба и половозрастная инициация (т. е. инициационный обряд при достижении половой зрелости, брачноспособного статуса), как правило, не встречаются вместе в одной и той же культуре. Вероятно, для структуры таких обрядов достаточно одного срединного ритуала, отмечающего созревание человека, его полноценный статус. В одних культурах, как в рус, он достигался только после брака или же должен был навсегда искл. брак (монашество), в др. он мог выражаться в принятии в тайный союз, в обретении статуса воина, а брак следовал за этим более или менее автоматически и не отмечался особ. обрядами.

Т. о., для культур, типологически подобных рус., срединным ритуалом является свадьба. Соответственно крайние ритуалы противопоставляются срединному по хар-ру отношения к схеме переходных обрядов и к их сюжетной основе "смерть - воскресение".

Между этими основными ритуалами находятся менее ритуализированные формы поведения. Ближе всего к основным обрядам располагаются случаи участия в таких же обрядах, но в качестве неглавного персонажа (родины для родителей ребенка, свадьба для родителей молодых, похороны для детей покойника и т. п.), и так вплоть до форм бытового поведения в ежедневной жизни, к-рые тоже меняются в зависимости от возраста.

Лит.: Байбурин А. К., Левинтон Г. А. Похороны и свадьба // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990.

Полезные сервисы

обряды инициации

Словарь народов и культуры

Обряды инициации

(puberty rites), ритуалы, к-рыми отмечают переход из детства во взрослое состояние. Во мн. об-вах они знаменуют наступление физ. зрелости. У нек-рых народов инициация включает обрезание или, напр., испытание юношей на выносливость. В соответствии с ритуалом, отмечающим взросление, молодых людей сначала как бы изолируют от привычной им жизни, затем их приглашают вернуться обратно, но уже в новом кач-ве (обряды перехода). О.и. часто свидетельствуют о том или ином значении, к-рое придают разл. культуры роли полов.

Полезные сервисы

обряды перехода

Энциклопедический словарь

Обря́ды перехо́да (франц. rîtes de passage), обряды, отличающие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию. К обрядам перехода относятся также все обряды жизненного цикла, смены социального статуса, места проживания, важнейшие календарные обряды (Новый год) и др.

Словарь народов и культуры

Обряды перехода

(rites of passage), термин, впервые использованный бельгийским антропологом Арнольдом Ван Генненом (1879-1957) применительно к ритуалам, сопровождающим переход человека из одного статуса в др. Такие ритуалы образуют разл. формы инициации ( обряды инициации) и обычно состоят из трех стадий. Первая - это отделение личности от ее прежней роли. Вторая - переход, а третья представляет собой процесс воссоединения, когда об-во признает новую роль принимаемого. Такая структура свойственна мн. ритуалам, особенно бракосочетанию, погребению и обрядам инициации. При бракосочетании, напр., невеста и жених должны перейти из статуса холостяка и незамужней девушки в статус женатых людей, а обряды инициации сопровождают переход человека из детства во взрослое состояние. О.п. прослеживаются также в ритуалах, к-рыми отмечают переход времени или смену времен года. Наряду со строгой обрядовой последовательностью, в О.п. обычно используется символика, часто предназначенная для осознания важности осн. ценностей об-ва. Однако в фазе перехода символика часто имеет совсем иной смысл. В племени ндембу юноши при инициации сбрасывают одежду, после чего их отсылают на нек-рое время в джунгли. В зап. об-вах может происходить нечто похожее. Так, во время приема новых учеников на фабрику или новых студентов в студенческое братство им могут быть предложены опред. испытания. Полная смена символики характеризует ритуалы, к-рыми отмечают переход времени, напр., ежегодный карнавал перед Великим постом, когда повседневные ценности могут быть полностью преданы забвению. Заключительная фаза О.п. снова как бы возвращает людям ценности об-ва.

Полезные сервисы