Опеку́шин Александр Михайлович (1838-1923), скульптор. Участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (открыт в 1862) и Екатерине II в Санкт-Петербурге (открыт в 1873) по проектам М. О. Микешина. Памятник А. С. Пушкину в Москве (1880), отмеченный исторической конкретностью и поэтичностью образа. Создал также памятник К. М. Бэру в Тарту (1886), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889) и др.
* * *
ОПЕКУШИН Александр Михайлович - ОПЕКУ́ШИН Александр Михайлович [16 (28) ноября 1838, дер. Свечкино, Ярославская область - 4 марта 1923, село Рыбница, Ярославская область], русский скульптор, прославившийся своим памятником А. С. Пушкину (см. ПУШКИН Александр Сергеевич).
Путь к шедевру
Родился в семье крепостного крестьянина, который был скульптором-самоучкой и потомственным лепщиком-декоратором. Первые уроки искусства получил от отца. Отпущенный на волю, еще мальчиком работал подмастерьем у скульптора Д. И. Иенсена в Петербурге, затем вплоть до 1864 занимался под его же началом в Академии художеств, получив диплом «классного художника» в 1869.
Сперва завоевал признание как портретист. Под руководством М. О. Микешина (см. МИКЕШИН Михаил Осипович) принял участие в создании монумента «Тысячелетию России» в Новгороде (1859-62), вылепив для него фигуру Петра I (см. ПЕТР I Великий), а также в работе над памятником Екатерине II (см. ЕКАТЕРИНА II) в Петербурге (1862-73), для которого Опекушин исполнил уже 9 фигур, в том числе две (А. Г. Орлова (см. ОРЛОВ Алексей Григорьевич) и В. Я. Чичагова (см. ЧИЧАГОВ Василий Яковлевич)) по собственным эскизам.
В 1870-е гг. уже в полной мере, причем именно в монументальном искусстве, развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить образ знаменитости торжественно и пафосно, но в то же время подкупающе-человечно.
Именно эти черты ярко проявились в его шедевре, памятнике А. С. Пушкину для Москвы (1872-80). В противовес официальным монументам того времени великий поэт, несмотря на то, что его фигура стоит на высоком постаменте и соответственно резко отделена от городской суеты, предстает задумчиво погруженным в жизнь и с мягкой, созерцательной добротой наблюдающим ее повседневное течение. Памятник вызвал горячие симпатии всех слоев тогдашнего общества, по праву став самым популярным русским монументом 19 в. и наглядно воплотив в себе тот же призыв к духовному единению, что и знаменитая Пушкинская речь Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), связанная, как и установка опекушинского памятника, с празднованием того же, 100-летнего юбилея со дня рождения поэта.
Круг работ
Среди др. произведений Опекушина - памятники: А. С. Пушкину в Петербурге (1884), естествоиспытателю К. М. Бэру (см. БЭР Карл Максимович) в Тарту (1886), М. Ю. Лермонтову (см. ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич) в Пятигорске (1889), генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьеву-Амурскому (см. МУРАВЬЕВ-АМУРСКИЙ Николай Николаевич) в Хабаровске (1889). Все они осуществлены в традиционных материалах (бронза для фигуры, гранит для постамента) и умело сочетают монументальную идеализацию с характерностью индивидуальных черт. Наиболее грандиозными были его памятники Александру II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) в Московском Кремле (1898, архитектор Н. В. Султанов) и Александру III (см. АЛЕКСАНДР III Александрович) близ московского храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после революции (как и монумент Муравьеву-Амурскому). По отзывам современников наименее удачен был подавляющий своей тяжелой массивностью образ Александра III, явно проигрывающий в сравнении с уже воздвигнутым к тому времени петербургским памятником тому же монарху работы П. П. Трубецкого (см. ТРУБЕЦКОЙ Паоло) (1909).
В последнее десятилетие отошел от активной художественной деятельности, уединившись в своем ярославском имении.