Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

остин джейн

Энциклопедический словарь

О́стин Джейн - Остен (Austen) (1775-1817), английская писательница. «Нортенгерское аббатство» (1797-98, опубликован в 1818) - «роман воспитания» с элементами пародии на готический роман. В романах «Разум и чувствительность» (1811), «Гордость и предубеждение» (1813), «Менсфилд парк» (1814) показала быт и нравы английской провинции, обнаружив мастерство психологического анализа.

* * *

ОСТИН Джейн - О́СТИН, Остен (Austen) Джейн (1775-1817), английская писательница. В романах «Разум и чувствительность» (1811) и «Гордость и предубеждение» (1813) реалистически показала быт и нравы английской провинции, обнаружив мастерство психологического анализа.

* * *

О́СТИН (Остен) (Austen) Джейн (16 декабря 1775, Стивентон, графство Хэмпшир, Англия - 18 июля 1817, Винчестер, Хэмпшир), английская писательница, выдающийся стилист.

Биография

Ее отец был настоятелем прихода в небольшой деревушке, где она родилась. Джейн была седьмым и последним ребенком, младшей из двух дочерей. Всю жизнь она была очень близка со своей старшей сестрой Кассандрой (ум.1845). Кассандру считали красавицей, а Джейн - хорошенькой и бойкой. В семье царил культ литературы. Домашним образованием девочек занимался отец. Они знали французский и итальянский, а также совершенствовались в искусствах, обычных для девушек их круга: пели, рисовали. И то и другое отлично получалось у обеих. Мать Джейн славилась среди знакомых как искусная рассказчица и также была весьма начитана. Некоторое время девочки посещали школу в соседнем городке Ридинге, но им там не понравилось.

В молодости и у Кассандры и у Джейн было немало поклонников, но обе они остались старыми девами: избранники той и другой погибли (хотя об этом нет точных данных). Однажды, в 1802 году, Джейн приняла предложение одного молодого сквайра, но на следующий же день взяла свое слово обратно.

Так как семья имела многочисленные родственные и дружественные связи, то Кассандра и Джейн нередко жили в гостях. В разлуке они писали друг другу письма, которые в дальнейшем составили выдающуюся часть литературного наследия Джейн Остин.

В 1805 умер отец, и семья переехала в Саутхэмптон. В 1809 один из братьев Остин , наиболее состоятельный, снял для Кассандры и Джейн коттедж в Чотэне, в родном графстве Хэмпшир. Здесь она написала романы «Мэнсфилд-парк» (опубликован 1814) и «Эмма» (опубликован 1816). В 1817, почувствовав себя больной, Джейн переехала в Винчестер, где жил знаменитый тогда врач Лайфорд. Она скончалась, по всей видимости, от аддисоновой болезни, стойко перенося свои мучения.

Творческий почерк

Джейн начала писать очень рано, в 14 лет. В 1796, когда писательнице было 20 лет, был написан первый вариант романа «Элинор и Марианна», впоследствии (1797-98) переделанный в «Чувство и чувствительность» («Разум и чувствительность»). Сразу же за этим принмается за роман «Нортенгерское аббатство», а также «Первые впечатления». В 1809 она еще раз переписала «Чувство и чувствительность», а «Первые впечатления» переработала и переименовала в «Гордость и предубеждение». Этот роман, вышедший при ее жизни тремя изданиями, принес ей некоторую известность. Сохранилась связанная с романом реплика Р. Шеридана (см. ШЕРИДАН Ричард): «Нет ничего остроумнее этой книги», а из частной переписки того времени видно, что одно время этот роман был самым модным «в свете». С похвалой отозвались о романе и критики-рецензенты. При жизни писательницы вышло также и «Чувство и чувствительность», также удостоившееся похвалы критиков и еще два романа. Полностью ее произведения были изданы после смерти автора.

В 1815 прославленный Вальтер Скотт (см. СКОТТ Вальтер) , которого Остин высоко ценила, прислал ей восторженное письмо, в котором сравнил ее произведения с миниатюрами на слоновой кости. Шутливо подхватив это сравнение, она написала ему в ответ: «они не более двух дюймов в ширину, и я пишу на них такой тонкой кистью, что, как ни огромен этот труд, он дает мало эффекта». Это и по сей день едва ли не лучшая характеристика ее творений.

У Остин обнаружился и другой, более высокопоставленный поклонник. Принц-регент, будущий король Георг IV (см. ГЕОРГ IV), держал экземпляры ее произведений в каждой из своих резиденций. В 1815, когда Джейн посетила Лондон, чтобы ухаживать за одним из братьев во время его болезни, он прислал своего секретаря показать ей свой дворец. Секретарь дал ей понять, что было бы очень великодушно с ее стороны посвятить принцу-регенту свой будущий роман (это была «Эмма»), но Остин отклонила это предложение.

Два периода

Всего Джейн Остин оставила шесть законченных романов. Ее творчество условно разделяют на два периода.

К первому периоду относятся: «Чувство и чувствительность», «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство». В первых двух главными действующими лицами являются красавицы и умницы сестры, напоминающие Кассандру и Джейн.

В поздних романах - «Эмма», «Мэнсфилд-парк» и, особенно, «Доводы рассудка» - заметно более меланхоличное настроение, склонность к пространным размышлениям, осуждение непосредственности чувств. Впрочем, различия и нюансы настолько тонки, что заметны лишь при очень пристальном чтении. «Доводы рассудка» из-за болезни создательницы не подвергались такой тщательной многолетней правке, как другие романы, и оттого в них работа автора не выглядит столь филигранной.

Романы Остин отличались от современной ей литературы прежде всего выбором героев. На страницах романов Остин появились окружавшие писательницу персонажи: небогатое сельское дворянство (джентри), священники, офицеры, моряки и др. В ее книгах нет и следа привычно-ходульных романтических героинь того времени, поминутно лишавшихся чувств и представлявших собой лишь объект преследования злодеями и вознаграждения добродетельными героями. Ее героини - это живые, иногда легкомысленные, умные, самостоятельные и гордые, не слишком богатые девушки, похожие на Джейн или такие, какой ей хотелось бы быть. Ее любимая героиня - несомненно Элизабет Беннет из «Гордости и предубеждения» - символизирует во многом совершенно новый тип небогатой сельской девушки, добивающейся своего счастья вопреки многим обстоятельствам, исключительно благодаря своему обаянию и - не в последнюю очередь - уму и образованности, качествам принципиально новым для женщин. Описание Остин зарождающегося чувства любви (склонности, как она любит ее называть) совершенно не похоже на бытовавшее в то время описание любви непременно «с первого взгляда» и «до гробовой доски». Она бережно отслеживает зарождение и расцвет этого чувства, передает мучительные сомнения, взаимные заблуждения и колебания героев. На пути к своему счастью Элизабет не задумываясь отметает попытки леди де Бер помешать ее браку с Дарси. Леди де Бер также во многом новый образ: знатная дама, которой по старым канонам полагается быть или благородной покровительницей, устраивающей судьбу небогатых героев, или мелодраматической злодейкой, оказывается всего лишь властной, привыкшей повелевать в силу своего положения женщиной, которая сразу растерялась, едва получив первый раз в жизни отпор.

В «Гордости и предубеждении» писательнице удалось обогатить английский язык новым словом: именем ее персонажа, лицемерного священника Коллинза, стали называть неискренние и высокопарные послания. Мужские персонажи романа несколько менее «живые», чем женские, однако все они обладают резко выраженной индивидуальностью. И в «Чувстве и чувствительности» и в «Гордости и предубеждении», да и в дальнейшем тоже появляется новый тип соблазнителя, не похожий на так прославившегося Ловеласа и других, покушавшихся на честь героинь персонажей сентименталистов и романтиков. И Уиллоуби и Уикхэм изображены прежде всего как крайне легкомысленные молодые люди, не умеющие противиться собственным желаниям, не заботящиеся о завтрашнем дне. Они вовсе не одержимы идеей всем делать зло, преследовать героинь своими домогательствами, а просто относятся к чувствам несерьезно.

«Нортенгерское аббатство» в творчестве Остин занимает особое место. Это - откровенная пародия на «готический роман ужасов». Хотя и в других ее произведениях современные исследователи ищут пародию и скрытую полемику с предшественниками.

Среди произведений позднего периода выделяется «Эмма». Героиня, как сказали бы мы теперь, «интеллектуалка», преисполненная высокого мнения о себе, пытается устраивать чужие судьбы, чуть было не упустив свое собственное счастье. Это также во многом новаторский образ (ведь до сих пор положительные героини английских романов должны были быть безупречны), а блестящие диалоги почти не уступают беседам Элизабет Беннет и мистера Дарси.

Произведения Остин получили признание при ее жизни и особенно сразу после смерти. Несколько отодвинутая в тень Диккенсом (см. ДИККЕНС Чарлз), Теккереем (см. ТЕККЕРЕЙ Уильям Мейкпис) и другими писателями из плеяды викторианцев, она вновь занимает внимание критиков, начиная с 1930-х гг. Английская критика неизменно отводит писательнице одно из первых мест в литературе. Многочисленные экранизации романов Джейн Остин свидетельствуют о ее неувядающей популярности.

Энциклопедия Кольера

ОСТИН Джейн (Austen, Jane)

ДЖЕЙН ОСТЕН. Акварель (ок. 1810)

ДЖЕЙН ОСТЕН. Акварель (ок. 1810)

(1775-1817), также Остен, английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. - от сентиментальных романов до Истории Англии О. Голдсмита. В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795-1798, когда были созданы ранние романы, и 1811-1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа -Мэнсфилд-Парк, Эмма и Доводы рассудка. Поскольку все романы Джейн Остен публиковались анонимно, от лица некой "леди", громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение, а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт. Впрочем, на жизнь мисс Остен ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остен в Уинчестере 18 июля 1817. Юношеские сочинения Джейн Остен отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey, опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда "готический роман" и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остен. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении "готических романов" и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика. Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility, 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе, но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность - восторженность, открытость, отзывчивость - опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, - предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака. Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice, 1813) - один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остен. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение - роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах - комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических. В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803-1805, Джейн Остен написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan) - небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons) - не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park, 1814) - наиболее крупное произведение Джейн Остен, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом. Эмма (Emma, 1815) считается вершиной творчества Джейн Остен, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа - самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок. Доводы рассудка (Persuasion, опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остен, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка, а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности. Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon, опубл. 1925), работе, которую Джейн Остен предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме.

ЛИТЕРАТУРА

Гениева Е.Ю. Джейн Остен. Биобиблиографический указатель. М., 1986 Остен Д. Собрание сочинений, тт. 1-3. М., 1988 Уэлдон Ф. Письма к Алисе, приступающей к чтению Джейн Остен. - В кн.: Эти загадочные англичанки... М., 1992 Остен Д. Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. М., 1993 Набоков В.В. Джейн Остен. - В кн.: Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998

Полезные сервисы