ср.
1. Остатки от обработки льняного или конопляного волокна; отрепки.
2. перен. разг.
Ветхая одежда, лохмотья.
ср.
1. Остатки от обработки льняного или конопляного волокна; отрепки.
2. перен. разг.
Ветхая одежда, лохмотья.
ОТРЕ́ПЬЕ, отрепья, ср., собир., и мн. ОТРЕПЬЯ, отрепьев, ед. нет (разг. презр.). Ветхая, потрепанная, поношенная одежда, лохмотья. Ходить в отрепье (или в отрепьях).
ОТРЕ́ПЬЕ, -я, ср., собир. и ОТРЕПЬЯ, -ьев (разг.). Ветхая одежда, лохмотья. Ходить в отрепье или в отрепьях.
ОТРЕ́ПЬЕ -я; ср. (в том же зн.: мн. отре́пья, -пьев). собир. Разг. Изношенная и разорванная одежда; лохмотья. Ходить в отрепье, отрепьях. Сменить о. на приличный костюм.
-я, ср., собир. и отре́пья, -ьев, мн. разг.
Изношенная и разорванная одежда; лохмотья.
На Волге, на одном из пароходов, умер один нищий, ходивший в отрепье. Достоевский, Подросток.
Подойдешь к пароходу: люди в отрепьях, потные, --- с дырами на плечах и спине, выгружают портландский цемент. Чехов, Письмо М. П. Чеховой, июль 1888.
сущ., кол-во синонимов: 14
борошень (9)
вретище (14)
истрепок (3)
лоскутье (10)
лохмотье (20)
обноски (11)
отрепки (12)
отрепья (6)
рвань (41)
рванье (19)
рубище (13)
тряпка (52)
тряпье (24)
шматье (11)
см. лохмотья
См. лохмотье...
ОТРЕПЬЕВ
Отрепье - не только ветхая одежда, но и остатки от льна. (Ф) В переносном смысле - последыш, последний в семье ребенок.
- Один из Лжедмитриев.
- Как была фамилия Лжедмитрия 1-го?
- Беглый дьякон московского Чудова монастыря, выдававший себя за сына Ивана Грозного - Дмитрия.
ОТРЕПЬЕВ Григорий - ОТРЕ́ПЬЕВ Григорий (в миру Юрий Богданович), по утверждению правительства Бориса Годунова (см. БОРИС ГОДУНОВ), беглый монах , выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича - сына Ивана Грозного (Лжедмитрий I). Сын галичского дворянина, Григорий был дьяком Чудова монастыря в Московском Кремле, одно время служил секретарем при патриархе Иове. Около 1582 года он бежал из монастыря.
Когда в 1604 году самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия перешел русскую границу и начал войну против Бориса Годунова, правительство официально объявило, что под именем царевича скрывается беглый монах Гришка Отрепьев, которому была объявлена анафема. Узнав об этом, Лжедмитрий в некоторых занятых им городах показывал народу человека, который утверждал, что он и есть Григорий Отрепьев, а тот, кто выдает себя за Дмитрия - истинный царевич. По некоторым данным, роль Отрепьева играл другой монах - Леонид. В связи с этим правительство Федора Годунова в апреле 1605 года внесло в текст присяги царю отказ от поддержки «тому, кто именует себя Дмитрием».
После убийства Лжедмитрия I правительство Василия IV Шуйского вернулось к версии о том, что самозванец был Григорий Отрепьев. Имя Гришки (со времен Павла I - Григория) Отрепьева сохранялось в перечне анафематствуемых, читаемых каждый год в Неделю торжества православия, вплоть до царствования Александра II Николаевича.
Многие современники сомневались, что Лжедмитрий I и Григорий Отрепьев - одно лицо. Историки в целом поддерживали официальную версию, поскольку нет достаточных данных способных ее подвердить или опровергнуть. Решительно в пользу отрепьевской версии выступал Н.М. Карамзин. Напротив, Н.И. Костомаров возражал против отождествления самозванца с Отрепьевым, указывая, что по образованию, навыкам, поведению Лжедмитрий I напоминал скорее польского шляхтича, а не костромского дворянина, хорошо знакомого со столичной монастырской и придворной жизнью. Отрепьева, как секретаря Иова, московские бояре должны были хорошо знать в лицо, и вряд ли он решился бы предстать перед ними в образе царевича. Дискуссия между представителями обеих точек зрения продолжалась и в 20 веке; были обнаружены новые сведения о семье Отрепьевых, которые, как утверждается сторонниками версии тождества этих персонажей, объясняют благожелательное отношения Лжедмитрия I к Романовым. Оба эти мнения нашли отражение в написанных в 19 веке драматических произведениях о Борисе Годунове; мнение Карамзина отразил А.С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов», мнению Костомарова последовал А.К. Толстой в пьесе «Царь Борис».
Отре́пьев Григорий Богданович по утверждению правительства Бориса Годунова, беглый дьякон московского Чудова монастыря, выдававший себя за сына Ивана IV Дмитрия (см. Лжедмитрий I).
ОТРЕПЬЕВ Григорий Богданович, по утверждению правительства Бориса Годунова, беглый дьякон московского Чудова монастыря, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича (смотри Лжедмитрий I).