Пазоли́ни Пьер Паоло (Pasolini) (1922-1975), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссёр, теоретик искусства. Автор романа «Лихие парни» (1955), «Жестокая жизнь» (1959), «Теорема» (1968). В кино, отталкиваясь от мотивов и стилистики неореализма, обращался к форме притчи и социального иносказания (фильм «Птицы большие и малые», 1966), мифам (фильмы «Царь Эдип», 1967, «Медея», 1969), литературной классике, переосмысленной в духе фрейдизма (фильмы «Декамерон», 1970, «Кентерберийские рассказы», 1971, «Цветок тысячи и одной ночи», 1973), Библии (фильм «Евангелие от Матфея», 1964). Режиссёрской манере Пазолини наряду с высокой изобразительной культурой, пластической изысканностью, чувством исторического стиля свойственны жестокий натурализм и (особенно в поздних фильмах) элементы сексуальной патологии. Труды по литературоведению, языкознанию, теории кино. Погиб при невыясненных обстоятельствах.
* * *
ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло - ПАЗОЛИ́НИ (Pasolini) Пьер Паоло (1922-1975), итальянский писатель, сценарист, кинорежиссер. Фильмы: «Нищий» (1961), «Мама Рома» (1962), «Евангелие от Матфея» (1964), «Птицы большие и малые» (1966), «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1971), «Цветок тысячи и одной ночи» (1973), «Сало, или 120 дней Содома» (1975) и др. Стихи; романы («Лихие парни», 1955; «Жестокая жизнь», 1959; «Теорема», 1968). Труды по литературоведению, языкознанию, теории кино. Убит при невыясненных обстоятельствах.
* * *
ПАЗОЛИ́НИ (Pasolini) Пьер Паоло (5 марта 1922, Болонья - 2 ноября 1975, Остия), итальянский поэт, прозаик, драматург, режиссер, теоретик.
Окончил Болонский университет. Преподавал фриуланскую литературу на своей «второй родине» (со стороны матери) во Фриули (см. ФРИУЛИ-ВЕНЕЦИЯ-ДЖУЛИЯ), где в 1942 издал первый сборник «Стихи в Казарсе». В 1950 переезжает в Рим. Активно работает на литературном поприще, издает сборник стихов, выступает как исследователь региональной поэзии, выпускает посвященный ей теоретический журнал «Мастерская», пишет романы «Лихие ребята» (1955) и «Жестокая жизнь» (1959), экранизированные другими режиссерами. Участвует в создании сценариев свыше пятнадцати фильмов.
В начале 1960-х гг. дебютирует как режиссер. Его первый фильм «Аккаттоне» (1962) и снятая следом «Мама Рома» (1962) в первую очередь свидетельствовали о творческом претворении наследия неореализма (см. НЕОРЕАЛИЗМ). Однако подлинное новаторство Пазолини заключалось в открытии неисследованного пласта действительности - маргиналов, людей дна, не вовлеченных в просперити итальянского экономического чуда, а, скорее, растленных им. Автором был реабилитирован язык героев, римский диалект, их своеобычная культура, анализом которой до сего времени кино не занималось. В короткометражном фильме «Овечий сыр», снятом для альманаха «Рогопаг» (1963), автор в острой полемической форме восстанавливает в правах первобытные инстинкты, в частности, голод, утверждая его приоритет перед религиозным чувством. Его программный фильм «Евангелие от Матфея» (1964) при всей скрупулезности адаптации первоисточника послужил художественным призывом к движению контестации (протеста) для молодого итальянского кино, а сам Пазолини оказался духовным учителем для целого поколения. В философской притче «Птицы большие и малые» (1965) он сопрягает целостные временные пласты - современность и средневековье. Обратившись к античности в «Царе Эдипе» (1966) и «Медее» (1969), дает авторскую трактовку классических литературных первоисточников. В «Теореме» (1969), снятой по одноименному собственному роману, предрекает гибель буржуазной культуры в целом. В фильме «Свинарник» (1969) исследует проблемы фашизма и неофашизма.
Пазолини, художник левых взглядов, противостоял коммерциализации современного кино. Он стремился реабилитировать физическую реальность человеческой плоти на экране в ее художественном и философском аспектах, считая недопустимым отдавать эту сферу на откуп коммерческому кино. С этой целью он создает свою «трилогию жизни» - фильмы «Декамерон» (1970), «Кентерберийские рассказы» (1972), «Цветок тысячи и одной ночи» (1974). В этих экранизациях источников эпохи Возрождения разных стран и периодов, проникнутых преимущественно духом ренессансного восприятия человеческого бытия в его гармонии с мирозданием, Пазолини исчерпывающе дал собственную философию жизни в ее историко-культурном преломлении.
Последний фильм автора «Сало, или 120 дней Содома» (1975) по мотивам романа маркиза де Сада и других авторов стал одним из первых произведений в итальянском кино, трактующих природу фашизма не в ее каноническом историко-политическом аспекте, а исследующих тиранию в ее потаенных, сексуально замещаемых формах. В собственных фильмах иногда исполнял «знаковые», узнаваемые роли. Соавтор сценариев всех своих фильмов. При невыясненных обстоятельствах был убит в Остии, близ Рима.