Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

парламентский

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. парламент, связанный с ним

2. Свойственный парламенту [парламент 1.], характерный для него.

3. Принадлежащий парламенту [парламент 1.].

4. Имеющий парламент 1.

отт. Основанный на принципе парламентаризма.

Толковый словарь Ушакова

ПАРЛА́МЕНТСКИЙ, парлментская, парламентское.

1. прил. к парламент; обладающий парламентом (полит.). Парламентская реформа. Парламентское государство. «Вместо революционной политики - дряблое филистерство и трезвенное политиканство, парламентская дипломатия и парламентские комбинации.» Сталин (апрель 1924 г., о партиях II Интернационала).

2. перен. Утонченный, благовоспитанный, вежливый (устар.). С парламентскою вежливостью. Парламентски (нареч.) выражаться.

Толковый словарь Ожегова

ПАРЛА́МЕНТ, -а, м.

Энциклопедический словарь

ПАРЛА́МЕНТСКИЙ см. Парла́мент.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к парламент.

Парламентская делегация. Парламентский комитет. Парламентские партии.

||

Имеющий парламент.

Парламентские страны.

Орфографический словарь

парла́ментский

Формы слов для слова парламентский

парла́ментский, парла́ментская, парла́ментское, парла́ментские, парла́ментского, парла́ментской, парла́ментских, парла́ментскому, парла́ментским, парла́ментскую, парла́ментскою, парла́ментскими, парла́ментском, парла́ментск, парла́ментска, парла́ментско, парла́ментски

Синонимы к слову парламентский

прил., кол-во синонимов: 2

депутатский, думский

Морфемно-орфографический словарь

парла́мент/ск/ий.

Грамматический словарь

парла́ментский п 3a✕~

Глагольная сочетаемость

состоялись парламентские слушания => существование / создание, субъект, факт

Словарь галлицизмов русского языка

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ая, ое. parlement m.

1. Отн. к парламенту, происходящий в нем. Парламентская делегация. Парламентские партии. БАС-1. Здесь все королевское войско в западной стороне и та сторона ныне вся места парламентска. 1646. Куранты-3 96. Из того всего о титлах с обоих сторон будет ведомо, как то обсервовать надобно, с акту парламентского. 1710. АК 3 274. Надо отказаться от этой своеобразной разновидности "парламентского кретинизма". Меньшевики 1919 158.

2. устар. Отн. к фр. судебному дореволюционному органу. Две ратуши, одна парламентская, а другая городская. 1747. Достопам. 33. Оне <англ. били>, то что Франции эдикты, внесенные в протокол.. Во Франции называется записанными в протокол такия Указы Королевские, которые внесены в протокол Парламентской палаты однакож слов Парламент неизъясняет во Франции, так как в Англии, собрания Членов Государственных. Французские Парламенты суть только судебныя палаты. Лолм 1806 1 71.

3. Имеющий парламент, основанный на принципе парламентаризма (системы управления); то же, что парламентарный (на принципе парламентаризма). БАС-1. Я желал республики. Но какой республики. - Не парламентской. Бакунин - Николаю I. // Алекс. равелин 1 303. Буржуазия в старых парламентских странах великолепно научилась лицемерить и тысячами приемов надувать народ, выдавая буржуазный парламентаризм за "демократию" вообще. Ленин 29 519. // БАС-1. Непарламентский ая, ое. [Псищев:] А пусти, с позволения скзать, свинью за стол. [Воронец:] Орест Павлович! Вас ли я слышу! такия непарламентския слова. Бобор. Не удел. // Слово 1878 1 1 26. - Лекс. Вейсманн 1731: парламентский член; САН 1847: парла/ментский.

Полезные сервисы

парламентский запрос

Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАПРОС - ПАРЛА́МЕНТСКИЙ ЗАПРО́С (парламентский вопрос), форма контроля парламента (см. ПАРЛАМЕНТ) над деятельностью правительства в парламентарных государствах. Парламентские вопросы могут быть заданы депутатами письменно и устно. Регламент парламента устанавливает правила допустимости парламентских вопросов и порядок их внесения, а также сроки, в которые правительство или его министры должны предоставить ответ. Парламентские вопросы и ответы правительства на них не могут в отличие от интерпелляции служить поводом для постановки вопроса о доверии правительству.

Согласно регламента Государственной думы Российской Федерации парламентский запрос может быть направлен председателю правительства Российской Федерации, членам правительства, генеральному прокурору, председателю Центрального банка, председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, председателям избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, председателю Счетной палаты Российской Федерации, руководителям федеральных органов государственной власти и ее субъектов, руководителям органов местного самоуправления, руководителям общественных фондов. Проекты парламентских запросов вносятся на рассмотрение палаты и рассматриваются в порядке, определенном регламентом.

В соответствии с регламентными нормами должностные лица, к которым направлен парламентский запрос, должны дать на него устный или письменный ответ не позднее чем через пятнадцать дней со дня получения парламентского запроса или в иной установленный палатой срок. Письменный ответ на парламентский запрос оглашает председательствующий на заседании палаты, копии письменного ответа направляются всем депутатам. От парламентского запроса следует отличать депутатский запрос (см. ЗАПРОС ДЕПУТАТА), который парламентарий может направить должностным лицам. Депутатский запрос направляется депутатом самостоятельно и не требует оглашения на заседании палаты.

Полезные сервисы

парламентский контроль

Энциклопедический словарь

ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ - ПАРЛА́МЕНТСКИЙ КОНТРО́ЛЬ, форма государственного контроля; носит общий политический и административный характер. Основное значение в парламентарных государствах и полупрезидентских республиках имеет парламентский контроль над деятельностью правительства (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО). Главными методами и формами парламентского контроля являются постановка вопроса о доверии, резолюция порицания, интерпелляция, парламентские запросы, парламентское расследование. В президентских республиках парламентский контроль над деятельностью правительства имеет меньшее значение: его основным средством служит парламентское расследование, которое может повлечь в исключительных случаях применение процедуры импичмента.

С конца 20 века важное значение приобрел парламентский контроль за соблюдением прав человека. Разновидностью парламентского контроля является финансовый и финансово-экономический контроль, осуществляемый через специальные органы парламента: счетные палаты, счетные суды. Этот вид парламентского контроля носит административный характер. В российской конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Одной из таких сфер является контроль за деятельностью правительства. Одним из инструментов парламентского контроля за исполнительной властью является заслушивание правительственного отчета об исполнении федерального бюджета на заседании Государственной думы.

В финансовой среде парламентский контроль касается деятельности Центрального банка. Ежегодно не позднее 1 октября Центральный банк представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. В течение осенней сессии палата рассматривает этот проект, заслушивает по нему доклад председателя Центрального банка и принимает соответствующее постановление. Центральный банк обязан ежегодно не позднее 15 мая представлять Государственной думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров Центрального банка. Отчет Центрального банка палата направляет президенту, а также на заключение правительству. До 1 июля года, следующего за отчетным, Государственная дума рассматривает годовой отчет, заслушивает доклад председателя Центрального банка и по итогам обсуждения принимает постановление.

До завершения отчетного года Государственная дума принимает решение об аудиторской проверке Центрального банка. Комитет палаты по бюджету, налогам и банкам вносит на рассмотрение Государственной думы рекомендации по назначению аудиторской фирмы - аудитора Центрального банка. Механизм парламентского контроля в финансовой сфере включает в себя деятельность Счетной палаты, создаваемой совместно Государственной думой и Советом Федерации. Контрольные полномочия парламента реализуются посредством института депутатских запросов, обращения к членам правительства с устными вопросами. Контрольная деятельность российского парламента охватывает некоторые сферы президентских полномочий. Совет Федерации утверждает президентские указы о введении военного или чрезвычайного положения. В сфере внешней политики палаты Федерального Собрания рассматривают и принимают законы о ратификации международных договоров Российской Федерации.

Полезные сервисы