м.
1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2. Употребляется как поэтический символ грозы.
м.
1. Бог грозы и покровитель воинов (в индоевропейской и славяно-русской мифологии).
2. Употребляется как поэтический символ грозы.
ПЕРУН - муж. в Великой Руси осталось мало следов этого бога грома и молнии, грозы; в Белоруссии более, там его опнсывают; это высокий, плечистый головач, черноволос, черноглаз, борода золотая, в правой руке лук, в левой колчан со стрелами; он ездит по небу в колеснице, пускает огнеиные стрелы. Ка'б цебя пярун треснув! брань. Який там перун ляскае! что за шум, стук, грохот.
| В смол. ·в·знач. вихря. Иж яго пяруном носиць!
| твер.-ржев. бранное ·в·знач. болезни, припадка. Схваци цебя пируном!
| Иносказательно молния, громовая стрела. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут, Ломоносов. Если перун одного корня с прах, перхоть, персть, то означает истре бителя, испрашителя; если от переть, пря, то попирателя или воителя; у Шимкевича, от прать; менее вероятно от перо.
Перун
-а, м.
В славянской мифологии: бог грозы (дождя, молнии и грома), главное божество древнеславянского пантеона.
Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения ("Повесть временных лет").
Этимология:
Современная форма восходит к общеславянскому * Perunъ.
Энциклопедический комментарий:
Культ Перуна сохранялся до принятия христианства на Руси. Черты Перуна были затем перенесены на Илью-пророка и Георгия Победоносца. Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа. Отличительной чертой мифов, повествующих о Перуне, является то, что в их основе - соотнесение бога грозы с дубами, дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуна и его святилища. Перун соответствует в греческой мифологии Зевсу, в римской мифологии - Юпитеру.
ПЕРУ́Н -а; м. У древних славян-язычников: бог грома, молнии и покровитель воинов (изображавшийся в образе воина, держащего в левой руке колчан со стрелками, а в правой - лук, или в виде идола с серебряной головой и золотыми усами).
* * *
Перу́н - бог грозы индоевропейской и славяно-русской мифологии. В IX-X вв. на Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
* * *
ПЕРУН - ПЕРУ́Н, бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
ПЕРУН - бог грозы индоевропейской и славянско-русской мифологии. В 9-10 вв. на Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
ПЕРУН, бог грозы в индоевропейской и славяно-русской мифологии. В 9 - 10 вв. на Руси - покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.
громовая стрела. Григ. Наз. 29 об.; имя древнего славянского языческого бога грома и молнии. Мин. мес. сент. 30.
ПЕРУН
(слав.): Бог грозы и грома; связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя - князя, особенно на Руси. Его представляли в виде Идола с деревянной головой, серебряными волосами и золотыми усами. Главным оружием его были камни и стрелы. Разъезжает на коне или колеснице и поражает своим оружием змеевидного врага. Дерево, посвященное П. было дубом; день - четверг. П. является одной из ипостасей Даждьбога, выдвинувшегося на первое место в условиях военных походов на Балканы У1 в. Р. Х. и в процессе создания государственности Киевской Руси 9-10 вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.
Перун, а, м.
1. Главное божество у древних восточных славян; бог грома и молнии, покровитель воинов.
► Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник. // Пушкин. Песнь о вещем Олеге //
2. Стрела, молния, низвергаемая богом.
► Я издали смотрел на милый рой; Но вдруг, как бы летучие перуны, Мои персты ударились о струны. // Лермонтов. Стихотворения // /
Каб тебя (его и т. п.) перун треснул! Народн. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 234.
Какой там перун ласкает? Народн. Неодобр. Что за шум, что за грохот? СРНГ 26, 234.
Перун тебя (его и т. п.) забей (возьми, сбей)! Пск., Смол. Восклицание, выражюащее гнев, негодование, возмущение кем-л. СПП 2001, 60; СРНГ 26, 294; Мокиенко 1986, 159.
Сгореть с перуна. Латв. Загореться, сгореть от удара молнии. СРНГ 26, 294.
Ударить с перуна. Латв. Об ударе молнии. СРНГ 26, 294.
Схвати тебя перуном! Твер. Пожелание болезни кому-л. СРНГ 26, 294.
Чтоб тебя перуном убило! Смол. Бран. То же, что перун тебя забей! СРНГ 26, 294.
Метать перуны. Книжн. Сердиться, сильно ругать кого-л., неистовствовать. ФСРЯ, 318; БМС 1998, 440; Мокиенко 1986, 158.
Á сущ; 209 иск см. Приложение II
(с прописной буквы: бог грозы в славянской мифологии; со строчной буквы: трад.-поэт. молния)
перу́на
мн.
перу́ны
перу́нов
Овсянки, явственны ль в стихах
Вам соловьиные раскаты,
И пал ли Клюев бородатый,
Как дуб, перу́нами сраженный,
С дуплом, где Сирин* огневейный
Клад стережет - бериллы, яхонт?..
Н. А. Клюев, Клеветникам искусства
* Си́рин - в средневековой мифологии: райская птица с женским лицом, пленяющая своим пением.
Перу́н
верховное языческое божество в древней Руси, др.-русск. Перунъ (Пов. врем. лет, в договорах 907 и 945 гг.; см. Срезн. II, 920; Крек, Einl. 384). Вероятно, также в ст.-слав., поскольку встречается в цслав. переводе Жития Григория Чудотворца (Соболевский, "Slavia", 7, 175), сербохорв. Перун, местн. н. в Боснии, словен. Perunja Ves, Perunji Vrh, в Каринтии (см. И. Иванов, ИОРЯС 8, 4, 140 и сл.), полаб. Peräunedån "четверг" - калька нем. Donnerstag - то же (см. Трубецкой, ZfslPh I, 155; Брюкнер, РF 14, 518; IF Anz. 26, 46), местн. н. Реrоnе - из языка эльбских славян; совр. Pronstorf (округ Зегеберг), Рrоhn в округе Францбург (из *Perunjь) (см. Траутман, ОN. Месkl. 115; ZfslPh 19, 303; Elbsl. ОN. 2, 105), саксонск. Pirna - на месте совр. Зонненштейна (Хай, Slav. Siedl. 40). Не обязательно возводить к имени бога - др.-чеш. имени собств. Perun, болг. имени собств. Перу́н, которые могли первонач. значить просто "тот, кто бьет", вопреки Соболевскому (Мат. Иссл. 251), Вайганду (JIRSpr. 26, 140); болг. имя собств., ж., Перуни́ка происходит скорее от названия растения перуни́ка, от Реrunъ; ср. сербохорв. название бо̀гиша "ирис"; см. Ягич, AfslPh 37, 501; Мейе, Ét. 452 и сл.; иначе Вайганд, там же; Махек, RЕS 23, 55.
Во всяком случае, это древнее слав. божество и в этом слове нельзя видеть лишь кальку имени Тора - др.-исл. Þórr, вопреки Брюкнеру (AfslPh 40, 16), даже если почитание Перуна испытало влияние культа Тора; см. Нидерле, RЕS 3, 116; Корш, Сб. Сумцову 51. Наиболее естественно объяснение имени Перун как первонач. "разящий, гром"; см. предыдущее; см. Лиден, Arm. Stud. 88 и сл.; Й. Иванов, там же, 145 и сл.; Траутман, Арr. Stud. 395 и сл. Родство с греч. κεραυνός "молния", букв. "кто бьет, разрушает", κεραΐζω "опустошаю, разоряю", др.-инд. c̨r̥ṇā́ti "раздробляет" исключено фонетически, вопреки Микколе (IF 8, 303), Мазингу (Baudouinowi dе Соurß tеnау 86 и сл.). Формант -unъ можно сопоставить с греч. -αυνός в морфологическом отношении. Нельзя доказать родство Perunъ с лит. Perkū́nas, др.-прусск. Percunis "гром", лтш. pḕrkuôns - то же, которое - с первонач. знач. "дубовый бог" - сближается с др.-исл. Fjǫrgynn (м.) - название определенного бога, Fjǫrgyn - мать Тора, лат. quercus "дуб", кельт. Неrсуniа, ᾽Αρκύνια ὄρη, возм., алб. perëndí "бог" (Вальде 632; Уленбек, Aind. Wb. 158; Хольтхаузен, Awn. Wb. 64; Френкель, ZfslPh 20, 59); иначе объясняют Траутман (ВSW 215), Мюленбах-Эндз. (М.-Э. 3, 308 ), Брюкнер (AfslPh 37, 501); см. против этого Ягич, AfslPh 37, 501. Неприемлемо также предположение о заимствовании из иллир. в слав., вопреки Педерсену (ВВ 20, 228 и сл.), Фасмеру (RS 4, 179), Коршу (там же), Микколе (Berühr. 101); см. Миккола, IF 8, 303; Лиден, там же; Брюкнер, KZ 48, 167; Оштир, AfslPh 36, 445. Стендер-Петерсен (269) неубедительно толкует Perunъ как заимств. из гот. *Faírhūns (ср. гот. faírguni "горы"); против см. Брюкнер, AfslPh 42, 139. Недостоверна и связь с др.-русск. местн. н. Перынь близ Новгорода (см. Якушкин, Этногр. Обозр. 15, 129; Рожнецкий, AfslPh 23, 477). [В последние годы имя Perunъ неоднократно обсуждалось этимологами. Большинство из них настаивает на связи слав. и балт. слов, разграничение которых, действительно, нецелесообразно; см. Френкель, Lit. Wb., стр. 575; Мошинский, "Zasiąg", 28, 86, 314. Предпринимаются плодотворные попытки расширить базу сравнения, помимо различных топонимов, также путем сближения с хетт. реrunаš "скала" при допущении различных расширителей этой древней основы (Якобсон, "Slavic Word", 11, No 4, 1955, стр. 615 и сл.; Иванов, ВСЯ, 3, 1958, стр. 101. См. еще Яскевич, "Studi Baltici", 9, 1952, стр. 92; В. Майд, BNF, 8, 1957, стр. 125 и сл.; Будимир, Грци и пеласти, Београд, 1950, стр. 23. - Т.]
перу́н
род. п. -уна́ "молния" (Ломоносов, Державин, Батюшков), укр. перу́н "гром", блр. пяру́н, чеш. реrun "гром", польск. piorun - то же, сюда же сербохорв. перу̀ника "касатик (бот.), ирис", словен. peruníka - то же, далее связано с реrǫ, рьrаti "бить, поражать"; см. пере́ть II и сл.
ПЕРУН (от санскр.). Главное божество восточн. славян, грозное и карающее; бог грома и молнии, вместе с тем он производитель, творец.
- Эквивалент Зевса на Руси.
- Бог, чьими атрибутами на Руси считались гром, молния и дубовое полено.
- При заключении договоров с Византией после походов X века князь Игорь и остальные русичи-язычники клялись именем этого божества.
- Имя этого бога языческого пантеона означало «Тот, кто больно бьёт», но некоторые учёные усматривают в нём связь со словами «первый», «правый».
- Сборник стихов русского поэта Сергея Городецкого.
- В славянской мифологии считалось, что тот, кого коснулась радуга, становится Планетником и находится во власти его молний.
ПЕРУН (альтернативный подход) - ПЕРУ́Н, был также богом наказаний, так что все экзекуции производились от его имени. Именно это не понравилось населению, когда Владимир (см. ВЛАДИМИР Святославич) сделал его основным богом славянского язычества. Камень Перуна находился на западе, а вся Прибалтика считалась Перуновой Русью. Отдельно стоящие камни Перуна очень крупны и опасны. Зооморфная ипостась Перуна - Ящер или реже Змей.
ПЕРУ́НЫ, перунов, ед. нет (книжн. поэт. устар.). Символ грозы, беды, несчастья. «Боюся я, чтоб персты, падшие на струны, не пробудили вновь перуны, в которых спит судьба моя.» Баратынский.
• Метать перуны (книжн. ритор.) - гневаться, сердиться. (От имени Перуна, древнеславянского бога грома и молнии).
перуны блещут (иноск.) - молнии (перуны метать - поражать)
Ср. Пониже опускаю струны:
Стихов надутых не люблю;
Где будут надобны перуны,
Гремушку там употреблю.
М.М. Херасков. Бахариана.
Ср. Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут.
Ломоносов.
Ср. Гремит! Благоговей сын персти!
Се ветхий деньми с небеси
Из кроткой, благотворной длани
Перуны сеет по земле.
Державин. Размышление по случаю грома.
Перун (миф. бог грозы - в правой руке лук, в левой колчан со стрелами) ездит по небу в колеснице и пускает огненные стрелы.
Ср. Даль. Толк. слов.