Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

петергоф

Энциклопедический словарь

Петерго́ф - название города Петродворец до 1944.

* * *

ПЕТЕРГОФ - ПЕТЕРГО́Ф, название г. Петродворец (см. ПЕТРОДВОРЕЦ) до 1944.

Большой энциклопедический словарь

ПЕТЕРГОФ - название г. Петродворец до 1944.

Гуманитарный словарь

ПЕТЕРГО́Ф - приморский комплекс имп. резиденций 18-19 вв. в пригороде СПб. на юж. бер. Финского залива. Основан Петром I в 1714.

Центр комплекса - гл. коронная летняя резиденция императоров: Большой дворец с Ниж. и Верх. садами. Вокруг - частные резиденции членов имп. фамилии, создававшиеся вплоть до нач. 20 в. Значение П. задано традиц. семантикой сада как воплощения рая, весьма актуальной в культуре барокко, и соотнесением сада с морем. Многочисл. фонтаны Верх. и Ниж. садов, с 18 в. создавшие П. европ. славу, воплощают торжество водной стихии, радостно повинующейся достойному владыке. Смысловым центром ансамбля является Большой каскад Ниж. сада с многочисл. аллегорич. скульптурой. Это крупнейшее в мире фонтанное сооружение обращено, как и дворец, к морю и связано с ним Морским каналом с Аллеей фонтанов. Каскад является памятником процветанию России в результате становления ее как морской державы после победы над Швецией. Семиотически этот памятник является основанием имп. дворца.

Смысловым центром каскада и всего П. является фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва" - аллегория победы над Швецией и овладения водной стихией. К нему обращены многочисл. скульптуры олицетворяющих ее божеств, статуи богов, обозначающие веселье, изобилие, власть над морем, воинскую доблесть, и аллегории, высмеивающие побежденного врага. Вариантами этого значения являются два других каскада Ниж. сада.

Кроме триумфальных каскадов и сходных по значению фонтанов, в "приморском Парадизе" есть фонтаны "Адам" и "Ева", водяная "Пирамида" из 500 струй - своеобразный пам. погибшим в войне за овладение морем, скрытый в отдаленной части сада. Сохранились и любимые в эпоху барокко и почти повсеместно утраченные фонтаны-"шутихи". Семиотич. центром Верх. сада является фонтан "Нептун", находящ. на одной оси с "Самсоном" и как бы дающий ему воду.

Ансамбль резиденции создавался более 100 лет и является результатом взаимоналожения стилей и творческих манер разл. мастеров, объединенным общей содержат. программой. Среди творцов П. крупные европейские мастера, приглашенные Петром I: А. Шлютер, Ж. Б. А. Леблон, Н. Микетти, Б. Растрелли, строитель всех дворцов Петра И. Браунштейн и обер-архитектор Елизаветы I В. В. Растрелли, полностью перестроивший Большой дворец в 1747-54. При Павле скульпторы М. Козловский, И. Мартос, Ж. Д. Рашет и др. заново изваяли почти все скульптуры Б. каскада. Отдельные значит. работы были и позже, но в культурном сознании П. более всего ассоциируется с Петром I, являясь воплощением его мечты и памятником его победам. Петр был автором первого плана сада и корректировал все работы в нем. В П. архитектура, садовое и фонтанное иск-ва, скульптура образуют исключ. единство, переходя друг в друга, воплощая идею триумфа и праздника и создавая их атмосферу.

В Ниж. саду сохранились интимные дворцы Петра I "Монплезир" и "Марли" (арх. Браунштейн), Парадный кабинет Петра в Большом дворце, отделанный аллегорич. резными дубовыми панно стиля Регентства, франц. работы. Уже в 18 в. малые петровские дворцы стали мемориалом основателя П. С нач. 19 в. были открыты для свободного доступа сады П., и он, как место празднеств и воспоминаний о Петре Великом, присутствует в творчестве М. Лермонтова, А. Бестужева-Марлинского, В. Белинского и др.; известны описания А. де Кюстина и Т. Готье. П. сады породили сказочный образ садов Черномора в "Руслане и Людмиле" А. С. Пушкина.

В 18 и 19 вв. П. был местом многочисл. пышных празднеств. При переделках Б. дворца (Растрелли при Елизавете, Ж.-Б. Баллен-Деламот и Ю. М. Фельтен при Екатерине II) его залы продолжали прежде всего триумфальные темы и мотивы. С конца 18 в. вокруг гл. резиденции создаются частные: Англ. дворец Екатерины II с парком - к западу от центр. ансамбля (арх. Дж. Кваренги); "Коттедж" жены Николая I Александры в парке "Александрия" к востоку от него (арх. А. А. Менелас); "Фермерский дворец" Александра II в Александрии (Менелас, А. Штакеншнейдер); его же "Собственная дача" западнее Англ. парка (Штакеншнейдер). К югу от центр. ансамбля при Николае I создан ориг. ансамбль Колонистского и Лугового (Озеркового) парков (Штакеншнейдер), с павильонами и дворцом "Бельведер", представляющими собой романтич. отклик на антич. иск-во, а также стилизации рус. нар. зодчества. В ансамбль Лугового парка входят обширные просторы прудов, накапливающих воду для фонтанов, каналы и узкие перемычки между ними, а также придворные деревни членов семьи императора и церковь в рус. стиле во имя св. Александры, камни для фундамента к-рой привезены из Св. Земли. Последним дворцом П. стала Ниж. дача Николая II в Александрии (А. Томишко, интерьеры Р. Мельцер), построенная в 1885 и перестроенная в 1897. Поселение вокруг резиденции стало придворным городом (в 1944 переименован в Петродворец). Основное развитие он получил при Николае I: были построены ж. д., вокзал, почта, гор. учреждения. Придворные конюшни в неоготич. стиле (Н. Бенуа). Строили также в стиле Растрелли (Фрейлинские дома, Бенуа), в нач. 20 в. создан ансамбль в неопетровском (Л. Ильин). Традиция оказалась устойчива, и в 1950-х гг. центр реконструировали в духе Растрелли.

Во время Вел. Отеч. войны при отступлении сов. войск сгорел Б. дворец; линия фронта прошла через П., разрушены "Марли" и Англ. дворец. Позже, в 1960-х гг., были взорваны руины Англ. дворца и Ниж. дача. В 1946 открылись первые фонтаны, в 1947 скульптор В. Симонов воссоздал скульптуру Самсона, торжественно провезенную через центр Ленинграда. Ист. худож. отделка сохранилась в "Монплезире" и Коттедже, а в Б. дворце дубовые панно Кабинета Петра I, картины, вделанные в стены главных залов (Чесменского, Тронного, 368 картин уникального Центр. зала П. Ротари), китайские шелковые обои с акварельными росписями из имп. парадных опочивален - были сохранены в эвакуации. В настоящее время действуют 8 музеев.

Петергоф как вершина садового иск-ва эпохи абсолютизма оказал сильнейшее влияние на садовое стр-во сталинской эпохи, вызвав многочисл. подражания, что наиб. ярко проявилось в моск. ансамбле ВДНХ.

Лит.: Архипов Н. И., Раскин А. Г. Петродворец. М.; Л., 1961; Тихомирова М. А. Памятники, люди, события: Из записок музейного работника. Л., 1970.

Петергоф. Вид на Финский залив с террасы Монплезира. Литография. 1830-е гг.

Петергоф. Вид на Финский залив с террасы Монплезира. Литография. 1830-е гг.

Петергоф. Дворец Бельведер. Арх. А. Штакеншнейдер. 1856

Петергоф. Дворец Бельведер. Арх. А. Штакеншнейдер. 1856

Синонимы к слову петергоф

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Петерго́ф м 1а (совет. Петродворе́ц)

Этимологический словарь

Петерго́ф

(прежнее название города - Петродворец), к зап. от Ленинграда; в XVIII в. - Питерго́ф. Из нем. Peter(s)hof.

Сканворды для слова петергоф

- Дворцово-парковая «столица» России.

- Город фонтанов на берегу Финского залива.

- Железнодорожная платформа Фонтаны в этом пригороде Ленинграда была разрушена во время Великой Отечественной войны.

- Вдоль водовода, построенного для снабжения фонтанов этого пригорода Санкт-Петербурга, располагаются 18 прудов-хранилищ.

- Название города Петродворец до 1944 года.

- При строительстве этого дворцового комплекса Пётр I намеревался превзойти Версаль.

- Его зовут «русским Версалем», хотя, по мнению знатоков, Версаль ему в подмётки не годится.

- Скажите на голландском языке «петров двор».

Полезные сервисы

петергофская гранильная фабрика

Энциклопедический словарь

Петерго́фская грани́льная фа́брика - старейшая русская казённая фабрика художественной обработки цветного камня. Основана в 1725 в Петергофе (ныне Петродворец). Изделия из яшмы, мрамора, уральского малахита, сибирского нефрита, мозаики из цветных камней. С 1931 завод точных технических камней.

* * *

ПЕТЕРГОФСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ ФАБРИКА - ПЕТЕРГО́ФСКАЯ ГРАНИ́ЛЬНАЯ ФА́БРИКА, старейшая русская казенная фабрика художественной обработки цветного камня. Основана в 1725 в Петергофе (ныне Петродворец). Изделия из яшмы, мрамора, уральского малахита, сибирского нефрита, мозаика из цветных камней. С 1931 завод точных технических камней.

Большой энциклопедический словарь

ПЕТЕРГОФСКАЯ ГРАНИЛЬНАЯ фабрика - старейшая русская казенная фабрика художественной обработки цветного камня. Основана в 1725 в Петергофе (ныне Петродворец). Изделия из яшмы, мрамора, уральского малахита, сибирского нефрита, мозаика из цветных камней. С 1931 завод точных технических камней.

Полезные сервисы

петергофские платья

Крылатые слова

XIX в. В дни царских приемов в Петергофе придворным полагались определенные темно-зеленые с серебром "петергофские платья", чтобы гармонировать с зеленью парка и серебряной белизной фонтанов.

Полезные сервисы

петергофский

Орфографический словарь

петерго́фский (от Петерго́ф)

Полезные сервисы