Пиза́но (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов XIII-XIV вв. Никколо (около 1220 - между 1278 и 1284), один из основоположников Проторенессанса, создавал пластически осязаемые образы, полные могучей силы (кафедра баптистерия в Пизе, 1260). Джованни (около 1245 - после 1314), сын Никколо. Сочетал страстную эмоциональную напряжённость образов, готическую изломанность линий с традициями Проторенессанса (кафедра в церкови Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301). Андреа (около 1290 - 1348/1349), соединял проторенессансную ясность композиции с готической стилизацией форм (рельефы южных дверей баптистерия во Флоренции, 1330-36). Нино (около 1315 - 1368), сын Андреа, под воздействием французской готики создавал изысканные, отмеченные гибкостью ритмов скульптуры («Мадонна», 1343-47, Музей собора, Орвието).
* * *
ПИЗАНО - ПИЗА́НО (Pisano), прозвище ряда итальянских скульпторов и архитекторов 13-14 вв.:
1) Никколо (ок. 1220 - между 1278-84), один из основоположников Проторенессанса, создавал пластически осязаемые образы, полные могучей силы (кафедра баптистерия в Пизе, 1260).
2) Джованни (ок. 1245 - после 1314), сын Никколо. Сочетал страстную эмоциональную напряженность образов, готическую изломанность линий с традициями Проторенессанса (кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301).
3) Андреа (ок. 1290-1348 или 1349), соединял проторенессансную ясность композиции с готической стилизацией форм (рельефы южных дверей баптистерия во Флоренции, 1330-36).
4) Нино (ок. 1315-68), сын Андреа («Мадонна», 1343-47, Музей собора, Орвието).