Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

подъемные

Энциклопедический словарь

ПОДЪЁМНЫЕ -ых; мн. Деньги, выданные на переезд к месту работы. Получить п.

Толковый словарь

Подъемные, ых, мн.

Деньги, выданные на проезд к месту работы.

• Получить подъемные. МАС.т. 3, 231.

Тезаурус русской деловой лексики

Syn: подъемное пособие

Полезные сервисы

подъёмные

Толковый словарь

мн. разг.

Деньги, выдаваемые на переезд к новому месту работы.

Формы слов для слова подъёмные

подъёмные, подъёмных, подъёмным, подъёмными

Синонимы к слову подъёмные

подъёмное пособие

Грамматический словарь

подъёмные мн. неод. <п 1a>

Полезные сервисы

подъемный

Толковый словарь Даля

ПОДЪЁМНЫЙ, подъем и пр. см. поднимать.

Энциклопедический словарь

ПОДЪЁМНЫЙ -ая, -ое.

1. к Подъём. П-ые работы. П-ая сила судна. П. вес. П-ая дорога. П. кран. П. механизм.

2. Устроенный так, что его можно поднять. П-ая рама. П. мост, занавес.

Синонимы к слову подъемный

портальный, подъемочный

Полезные сервисы

подъёмный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. подъём, связанный с ним

2. Свойственный подъёму [подъём 1., 6.], характерный для него.

3. Устроенный так, что можно поднять; поднимающийся.

Толковый словарь Ушакова

ПОДЪЁМНЫЙ, подъёмная, подъёмное.

1. Служащий для подъема (см. подъем в 1 знач.). Подъёмный кран. Подъемная машина.

2. прил., по знач. связанное с поднятием, подъемом чего-нибудь. Подъёмный вес. Подъемные работы.

3. Устроенный так, что его можно поднять. Подъёмный верх экипажа. Подъёмный мост.

4. Энергичный, проникнутый воодушевлением (см. подъем в 5 и 6 знач.; разг.). Подъемное настроение.

5. Служащий для подъема (см. подъем в 7 знач.). Подъемные деньги.

6. в знач. сущ. подъёмные, ых, ед. нет. Деньги, выдаваемые на проезд к месту новой службы (офиц.).

Толковый словарь Ожегова

ПОДЪЁМНЫЙ, -ая, -ое.

1. см. поднять, -ся и подъем.

2. Служащий для подъёма, перемещений вверх. П. механизм. П. кран.

3. Такой, к-рый можно поднять. П. мост.

4. Выдаваемый для расходов на переезд к новому месту работы. Подъёмные деньги. Получить подъёмные (сущ.).

Академический словарь

-ая, -ое.

1. Относящийся к подъему, перемещению чего-л. вверх.

Подъемные работы. Подъемная сила судна.

||

Предназначенный, служащий для подъема.

Подъемный кран. Подъемный механизм.

2. Устроенный так, что его можно поднять.

Подъемная рама. Подъемный мост.

3. в знач. сущ. подъёмные, -ых, мн.

То же, что подъемные деньги.

Получить подъемные.

подъемные деньги

деньги, выданные на переезд к месту работы.

Орфографический словарь

подъёмный

Формы слов для слова подъёмный

подъёмный, подъёмная, подъёмное, подъёмные, подъёмного, подъёмной, подъёмных, подъёмному, подъёмным, подъёмную, подъёмною, подъёмными, подъёмном, подъёмен, подъёмна, подъёмно, подъёмны, подъёмнее, поподъёмнее, подъёмней, поподъёмней

Морфемно-орфографический словарь

подъём/н/ый.

Грамматический словарь

подъёмный п 1*a

Полезные сервисы

подъёмный кран

Энциклопедический словарь

Подъёмный кран - см. Грузоподъёмный кран.

* * *

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН - ПОДЪЕ́МНЫЙ КРАН, грузоподъемная машина (см. ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ МАШИНА) циклического действия с возвратно-поступательным движением грузозахватного органа; служит для подъема и перемещения грузов. Цикл работы подъемного крана состоит из захвата груза, рабочего хода для перемещения груза и разгрузки, холостого хода для возврата порожнего грузозахватного устройства к месту приема груза. Движения крана могут быть как рабочими, так и установочными для периодического изменения положения крана, стрелы и т.п. Основная характеристика кранов - грузоподъемность, под которой понимают наибольшую массу поднимаемого груза, причем в случае сменных грузозахватных устройств их масса включается в общую грузоподъемность.

В зависимости от конструкции и принятой схемы работы подъемные краны бывают поворотными и неповоротными. Поворотные краны могут устанавливаться на рельсовом ходу - железнодорожные и катучие рельсовые краны; на безрельсовом ходу - пневмоколесные, автомобильные и гусеничные краны; на стенах и крышах зданий - настенно-поворотные и кровельные; на понтонах и судах - плавучие и судовые. Имеются также поворотные подъемные краны, перемещающиеся по двум расположенным в разных уровнях (внизу и наверху) рельсам, - т. н. велосипедные краны (см. ВЕЛОСИПЕДНЫЙ КРАН). Железнодорожные, пневмоколесные, автомобильные и гусеничные поворотные подъемные краны часто объединяют общим названием - стреловые самоходные краны. Поворотная часть подъемного крана опирается на колонну (кран на неподвижной или на вращающейся колонне) или на поворотный круг с колесами, катками или шарами (кран на поворотном круге). Поворотная часть может иметь форму высокой башни - башенные краны, мачты - мачтово-стреловые краны (жестконогие и вантовые). Возможна установка ее на портале - портальные краны. Поворотные краны могут иметь постоянный или переменный вылет (расстояние груза от оси вращения крана), который изменяется путем качания укосины (стрелы) или передвижения по ней грузовой тележки.

К неповоротным кранам относятся подъемные краны пролетного типа (мостовые краны и перегружатели), а также настенно-консольные краны. Мостовые краны имеют катучий мост, перемещающийся по рельсам, уложенным на стенах зданий или на специальных эстакадах вне здания. По мосту передвигается грузовая тележка с подъемной лебедкой, в некоторых конструкциях грузовая тележка снабжается поворотной стрелой. Настенно-консольные краны состоят из консольной настенной фермы и передвигающейся по ней грузовой тележки с подъемной лебедкой. Перегружатели аналогичны по устройству мостовым кранам, но их мост имеет высокие опоры (ноги), перемещающиеся по наземным путям. При больших пролетах их называют мостовыми перегружателями или перегрузочными мостами, а при малых пролетах - козловыми кранами. Однако четкого подразделения нет. Мосты перегружателей могут иметь неподвижные или выдвижные консоли; вдоль моста передвигается грузовая тележка или поворотный кран. Консольные перегружатели, предназначенные для погрузки (разгрузки) судов, т. н. береговые консольные перегружатели, могут устанавливаться также на судах (судовые перегружатели). Особый тип перегружателя - кабельный кран (см. КАБЕЛЬНЫЙ КРАН), у которого грузовая тележка перемещается при помощи тягового каната по несущему канату, натянутому между двумя катучими башнями или стационарными мачтами. Разновидностью кабельных кранов являются мосто-кабельные краны, у которых несущий канат крепится к концам мостовой фермы. К крановым устройствам конструктивно близки монорельсовые дороги (см. МОНОРЕЛЬСОВАЯ ДОРОГА), вагонетки которых имеют механизмы подъема.

В современных условиях строительства используют также вертолеты-краны с устройствами для захвата грузов. С их помощью ведут работы в труднодоступных местностях.

Мостовые краны относятся к типовому оборудованию производственных цехов, электростанций, закрытых и открытых складов. Настенно-консольные неповоротные краны применяют главным образом в цехах для уменьшения объема работы мостовых кранов. Козловые краны применяют обычно для обслуживания открытых (реже крытых) складов, главным образом штучных грузов, контейнеров и лесных грузов, для монтажа сборных промышленных и гражданских сооружений, обслуживания гидроэлектростанций и секционного монтажа в судостроении. Они изготовляются преимущественно крюковыми или со специальными грузозахватными устройствами.

Мостовые перегружатели (перегрузочные мосты) изготовляют обычно с грейферными захватами; они обслуживают главным образом открытые склады угля и руды, используются на промышленных предприятиях, электростанциях и в портах. Стреловые самоходные краны - железнодорожные, автомобильные (на шасси автомобиля), пневмоколесные (на специальных шасси), гусеничные краны универсального применения (на двухгусеничном ходу, а также на базе трактора) предназначены для перегрузочных и монтажных работ в строительстве, на промышленных предприятиях и на транспорте. В зависимости от условий работы краны оборудуют сменными стрелами различной длины и конфигурации (прямые, изогнутые, телескопические). Башенные краны используют преимущественно при гражданском, промышленном и гидротехническом строительстве (строительные), а также для обслуживания открытых стапелей и достроечных работ в судостроении (судостроительные подъемные краны). Конструкция строительных башенных кранов позволяет быстро осуществлять их монтаж и демонтаж и перевозку автотранспортом. Они выполняются обычно крюковыми с поворотной и неповоротной башней, которая при большой высоте делается телескопической или наращиваемой (сверху) и подращиваемой (снизу).

Портальные краны применяют для перегрузочных работ в портах и на открытых складах, для строительных (преимущественно гидротехнических) работ, а также для сборочно-монтажных работ в судостроении и при судоремонте (на берегу и на плавучих доках). Настенно-консольные поворотные краны обычно выполняют стационарными, реже - передвижными. Стационарные краны применяют для обслуживания рабочих мест в цехах и на складах, а передвижные главным образом для выполнения внутренних работ в крупных механических цехах. Плавучие краны предназначены для работ, производимых на плаву, состоят из верхнего строения (крана) и самоходного (10-15 км/ч) или несамоходного понтона. Судовые краны обычно выполняются стационарными поворотными, реже - передвижными (портальными или козловыми).

Простейшие подъемные краны, как и большинство грузоподъемных машин, до конца 18 века изготовлялись из деревянных деталей и имели ручной привод. К началу 19 века ответственные, быстро изнашивающиеся детали (оси, колеса, захваты) стали делать металлическими. В 1820-х появились первые цельнометаллические подъемные краны сначала с ручным, а в 1830-е - с механическим приводом. Первый паровой подъемный кран создан в Великобритании в 1830, гидравлический - там же в 1847. Двигатель внутреннего сгорания был использован в подъемном кране в 1895, а электрический двигатель в 1880-85 почти одновременно в США и Германии. Это были мостовые краны с одномоторным приводом. В 1890 созданы краны с многомоторным индивидуальным приводом в США и Германии. Изготовление подъемных кранов современного типа в России началось в конце 19 века (Путиловский, Брянский, Краматорский, Николаевский и др. заводы). После Октябрьской революции 1917 в СССР краностроение превратилось в крупную отрасль тяжелого машиностроения со специализированными заводами.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Подъемный кран

ПОДЪЁМНЫЙ КРАН, смотри Грузоподъемный кран.

Полезные сервисы

подъемный кран

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы