ПОМПЕ́ЙСКИЙ СТИЛЬ - один из арх. стилей 1830-40-х гг. эпохи историзма. Романтич. вариант осмысления антич. наследия. Основан на архитектуре, скульптуре и декоративной росписи, найденных при раскопках Помпеи и Геркуланума. Первым к ним обратился Ч. Камерон (1780-е гг.) в композиции Терм и отделке интерьеров для Екатерины II, но тогда это казалось естеств. проявлением классич. традиций. Пользуясь арх. элементами, подобными классич., мастера П. С. добивались новых эффектов в композиции и декоре. Постройки П. С. принципиально асимметричны и разновысоки, что было невозможно в классицизме. В России инициатором П. С. был арх. А. П. Брюллов. В 1829 он издал альбом "Термы Помпеи" и в 1836-39 оформил Помпейскую столовую в Зимнем дворце (не сохр.). Ее стены были украшены в подражание помпейским, изготовлены специальная мебель и светильники. В 1839-44 А. И. Штакеншнейдер оформляет в П. С. интерьеры Мариинского дворца и усадьбы "Сергиевка" в Петергофе (для вел. кн. Марии Николаевны), композиция и фасады к-рой тоже напоминают римские виллы. В 1844 в Петергофе им же был выстроен Царицын павильон, архитектура к-рого в точности повторяла помпейские виллы. В нем был атриум с мозаичными полами, для большей выразительности в парке разбросаны подлинные античные обломки. Для павильона на Имп. фарф. з-де сделан сервиз в виде античных чернофигурных сосудов. В дальнейшем П. С. как целостность исчезает, но отд. предметы и детали встречаются в эклектичных постройках.