ПРА́ЗДНИКИ ХРИСТИА́НСКИЕ - определенные дни церк. календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургич. хар-р. Это зафиксировано в названиях праздников и "покаянных времен", датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена гл. обр. в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя) и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда исключительное место в календаре посвященных им праздников. Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - неподвижного (минейного) и подвижного (три-одного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n + 13 дней - для 20- 21 вв.). Праздники второго - только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней ("пасхальные пределы"): от 22 марта/4 апреля - до 25 апреля/8 мая. Важнейшие праздники современного православного календаря именуются "двунадесятыми", или "дванадесятыми" (от слав. дванадесять - "двенадцать"). (Пасха, как "праздников праздник", пребывает вне данной классификации.) Девять из них относятся к минейному циклу и называются "неподвижными" ("непереходящими"): Рождество Богородицы (8/21 сент.), Воздвижение Креста Господня (14/27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 нояб./4 дек.), Рождество Христово (25 дек./7 янв.), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 янв.), Сре́тение Господне (2/15 февр.), Благовещение Пресвятой Богородице (25 марта/7 апр.), Успение Богородицы (15/28 авг.). Три праздника принадлежат к триодному циклу и именуются "подвижными" ("переходящими"): Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, в воскресенье). Праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, называются "господскими", а посвященные Богородице - "богородичными". При этом Сретение и Благовещение (день Зачатия Господа) имеют в современном Уставе двойственный, "господско-богородичный" статус. Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении "великими". К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октяб.), Обре́зание Господне и память св. Василия Великого (1/ 14 янв.). Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 авг./11 сент.), а также, согласно некоторым старым календарям, преставле́ние (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сент./9 окт.), память свят. Николая, архиеп. Мир Ликийских (6/19 дек.) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая). Все др. многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 нояб.), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей. Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христ. календаря. В церк. Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща "местночтимым" праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургич. статус. Общими для всех христиан праздниками являются прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и др. монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (определяясь теми же событиями Священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также хар-ром совершения. Равно чтутся многие святые единой Церкви: вост. - на З., зап. - на В. (Василий Великий - Амвросий Медиоланский и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054), не вносятся в святцы другой (Сергий Радонежский почитается только у православных; Франциск Ассизский - только у католиков). Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников. Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церк. календаря занимается эортология (букв. "праздниковедение") - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академич. литургики. Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12 тт. (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисл. изд. служб отдельным праздникам, часто содержащих ист. справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
Изд. и лит.: Сборник суточных церк. служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на рус. яз. / [Сост.] свящ. В. Адаменко. Ниж. Новгород, 1926 (Репринт. изд. Париж, 1989); Иудейские и христ. праздники суть памятники истины (без подп.) // Христ. Чтение. 1821. Т. 4, кн. 10; Дебольский Г., прот. Дни богослужения Православной Кафолической Вост. Церкви. 10-е изд. СПб., 1901; Рашковский Е. Б. "С высоты Востока...": Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993; Сергий (И. А. Спасский), архиеп. Владимирский. Полный Месяцеслов Востока: В 2 т. 2-е изд. Владимир, 1901 (В 3 т. Репринт. изд. М., 1997); Христианство: Энцикл. словарь: В 3 т. М., 1993-95. Т. 3. С. 560-761.
Праздники христианские. Троицын день. Худ. Б. Кустодиев. 1922